"Надо грязных гнать метлой" Мнение кыргызских генералов о чистке в АКС ГКНБ

6323  20

тема: Чистка силовых структур

Полторы недели назад, 8 февраля, на заседании Совета безопасности, посвященном борьбе с коррупцией, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков устроил разгон руководителям силовых структур и судебной системы. А уже сегодня, 19 февраля, полетели первые головы: потерял должность директор Антикоррупционной службы ГКНБ Дуйшенбек Чоткараев, а в самом ведомстве начались массовые чистки. О том, насколько такие меры помогут Кыргызстану избавиться от самого явления коррупции, Kaktakto побеседовал с отечественными генералами.

Артур Медетбеков, экс-замглавы ГКНБ КР, генерал-майор:

- Дуйшенбек Чоткараев - кадровый сотрудник, который работал в течение многих лет, он профессионал своего дела. Мне кажется, надо было не его убирать, а менять других руководителей.

АКС сама по себе затрагивает интересы многих людей - бизнесменов, чиновников. Эта служба призвана бороться с коррупцией в системе госслужбы, в системе правоохранительных органов. Это - большая ноша для руководителей.

Мне кажется, за последние несколько лет у нас появилась определенная неприкасаемая каста чиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые при предыдущей власти оказались ближе всех к кормушке и которые способствовали сплетению вот этих коррупционных схем. Они оказались недосягаемы для закона, и в борьбе с этим злом АКС оказалась бессильна. Руководителям этой службы приходилось лавировать, проходить через очень опасные политические и экономические интриги, которые создавали сами же чиновники. Мне кажется, Чоткараев стал жертвой вот этих интриг.

За последние семь-восемь лет у нас появилось большое количество коррупционных схем в таможне, налоговой и, как показывают последние события, даже в Жогорку Кенеше. Сами госчиновники одной рукой дают АКС работу, а другой рукой эту работу тормозят. Естественно, эта служба стала очень проблемной и тяжелой ношей.

Борьба с коррупцией должна быть системной и комплексной, а одиночные, эпизодические меры, компанейский подход ни к чему не приведут, они будут порождать новые виды коррупционных схем. И АКС вновь будет бессильна. Перевод и увольнение сотрудников службы, которые происходят сейчас, - это лишь самый минимум, который можно сделать. Карты в руки новому руководству - если они хотят бороться с системной коррупцией, то они должны принимать системные меры борьбы.

Когда создавалась Антикоррупционная служба, предполагалось, что в ней будут работать специалисты, люди с экономическим образованием, подготовленные и честные. Но, к сожалению, некоторых сотрудников туда подбирали по звонку, по родству, по знакомству.

В последнее время АКС стала играть определенную роль в политических аспектах. Ее стали применять как политический инструмент.

Другая проблема - частая смена кадров. АКС создали лет шесть назад, и за это время поменялось четыре-пять руководителей, меняются и рядовые сотрудники - их переводят из одного отдела в другой. Это тоже наносит урон деятельности службы.

Ну и последнее: думаю, Антикоррупционная служба должна быть вне системы ГКНБ или МВД. Она должна быть отдельной службой, подотчетной Жогорку Кенешу, прозрачной и неполитизированной. Почему Жогорку Кенеш? Потому что если она будет подотчетна премьер-министру или президенту, то останется возможность давления, возможность дать команду, применить телефонное право. А парламент избран населением, там 120 депутатов, и каким бы он ни был - хорошим или плохим, все равно перед депутатами будут отчитываться, а они будут требовать, будут вытаскивать проблемы наружу.

Марат Иманкулов, экс-замглавы ГКНБ КР, генерал-майор:

- Того, что сейчас происходит в Антикоррупционной службе, можно было ожидать, потому что на последнем заседании Совбеза президент предупредил и даже, наверное, дал указание руководителям службы, чтобы они разобрались с сотрудниками, многие из которых, как сказал сам Жээнбеков, возомнили себя неприкасаемыми.

Но мое мнение таково: за деятельность подчиненных должен отвечать начальник - как работает он, так работают и подчиненные.

Я долго работал в этих структурах, а потому знаю: каков начальник, таков и подчиненный. Если руководитель служит примером, то все, даже мало-мальски замешанные в коррупционных делишках, подчиненные перестают этим заниматься и начинают работать как следует. Если новые профессиональные люди придут и начнут показывать, как надо работать, то сотрудники подтянутся - работать они умеют, в ГКНБ очень много профессионалов, хорошо подготовленных, хорошо обучившихся. Просто их работу надо хорошо организовать. А если начальники сами не знают свою работу, если они дилетанты, если пришли с улицы, не поработав прежде в этом ведомстве, как они смогут организовать работу? Вот они стихийно и руководили, управляли как могли, как соображали и как интеллект позволял.

Могу сказать, что при этом в самой системе очень много недостатков. К примеру, надо АКС вывести из состава ГКНБ, такая служба (или центр, или бюро) должна быть отдельной - не громоздкой, но эффективной - организацией вне других ведомств. Она должна координировать деятельность всех госструктур по борьбе с коррупцией.

Я и тогда говорил, и сейчас повторюсь: нельзя было борьбу с коррупцией возлагать на одно только ведомство, потому что все остальные что тогда должны делать - сидеть и смотреть, как одно ведомство борется с коррупцией? Каким бы сильным это одно ведомство ни было - в одиночку такую проблему не решить, вместо этого надо навалиться всем миром, все государство должно бороться. Международный опыт в этом вопросе уже давно наработан.

При этом, чтобы изменить систему, нужно прежде всего изменить законодательство, нужно его ужесточить, чтобы никому не повадно было заниматься этим, чтобы никто не посмел, зная, что если он туда залезет, то закон страны его наверняка покарает. Нужно все причины, побуждающие к коррупции, ликвидировать. Сотрудники должны получать хорошую зарплату, ведь их работа - серьезная и сложная. Сейчас оплата скромная, поэтому они и сами лезут в коррупцию. Вспомните, при Союзе завхозы имели минимальные зарплаты, но жили лучше всех - все материальное богатство было в их ведении, а маленькие зарплаты толкали их на злоупотребления, и они крали сколько хотели. То же самое сейчас у силовиков - возможностей очень много, а зарплаты маленькие. Поэтому они и идут на злоупотребления.

Многие кричат, что коррупцию победить невозможно, но, уверен, стоит нам принять толковую государственную политику, и проблема окажется решаемой.

Шейшенбек Байзаков, экс-глава ГСИН, генерал-майор:

- Идея создания АКС была шикарной, но итог получился не очень хорошим. Первое: борьба с коррупцией не очень похожа на национальную безопасность, а потому в составе ГКНБ служба находиться не должна - она должна быть самостоятельной, действовать под надзором прокуратуры. Второе: сотрудников службы очень испортило осознание того, что они всемогущие, такие представления нужно менять. Далее: следует пересмотреть внутренний состав. Когда один молодняк, совсем пацаны работают - это не служба. У них сознание какое? Им нужно покутить, нужно по дискотекам, они еще не созрели для такой службы. А потому в сотрудники надо брать матерых ребят, оперов, у кого стаж работы - не менее пяти лет оперативной службы.

Вообще, я согласен с происходящим: чистить нужно не только АКС ГКНБ, но и МВД. На днях была новость - двух полковников МВД поймали с наркотиками. В советское время, если бы полковника задержали с героином, министра сняли бы мгновенно! А тут один замминистра перекладывает ответственность на другого, тот на первого, и все - грязь пошла, друг друга на всю страну поливают. Немедленно надо разгонять их всех, все руководство освобождать!

Я этой службе отдал 39 лет и 10 месяцев, и сейчас я смотрю на все это и понимаю, что ниже падать некуда. Надо очищаться, надо грязных гнать метлой, а на их место брать порядочных, честных, принципиальных ребят. Я когда возглавлял Главное управление по борьбе с организованной преступностью, так и делал - не по родству сотрудников набирал, не по звонку, я изучал их личные дела в РОВД. В итоге тот ГУБОП - самый первый - оказался и самым сильным.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60
URL: https://kaktus.media/370601Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
20.02.2018, 02:19
Карма: -229
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 36
Минусов: 265
Комментариев: 107

Отрубать КАЩЕЮ голову не сломав  иглы - это переливать из пустого в порожнее или толочь воду в ступе..!                 Причины КОРРУПЦИИ многогранны и эффективный результат будет,только после исчезновения причинно-следственной связи !            

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
7
20.02.2018, 04:37

Все просто! Надо подсылать подставных к каждому чиновнику с взяткой. Берёт - увольнение, штраф, тюрьма. Не берёт, дальше к другим чиновникам, и такая чистка должна быть постоянной, а не так - один рейд провели и всё тишина на пару лет...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Алия
20.02.2018, 06:36

сами генералы замешаны в коррупции и  кто посмеет даже косо посмотреть?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
20.02.2018, 09:12
Карма: +12
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 80
Минусов: 68
Комментариев: 103

Это просто рокировка фигур господа, чё Вы все прям борьбу тут увидели

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Только так
20.02.2018, 09:20

Идет шлифовка надводной части айсберга, а подводная останется не тронутой, где коррупция на коррупции, этих подоили, теперь можно и других, ставки растут господа,торг открыт, кто на новенького?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Сапар
20.02.2018, 09:25

У кыргызов есть пословица:-жебеген жердин астында- жесе дагы ойлонуб жейтургандарды, инсап менен жейтургандарды коюш керек. Кудайдан коркотургандарды. Андай десем, бизде акча бербесе ажыга да барыш кыйын...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бич-кек
20.02.2018, 09:28

Прежде всего надо всех генералов тогда выгнать. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
учительница
20.02.2018, 09:31

С нашим менталитетом по моему не возможно вообще вести какую то борьбу.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бишкек
20.02.2018, 09:40

нашлись мне тут эсперты )) когда сами работали почему так не делали ? ну да легче со стороны выкрикнуть !!! )))) мвд ровд всю жизнь  простых гражданских кошмарили ген прокаратура с налоговой бизнесс кошмарили гкнб иностранцев ))) так что господа генералы не надо наговаривать )))

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Азамат
20.02.2018, 10:31

Чоткараевге ким тоскоол болду коррупция менен курошко. Эгер чыныгы генерал болгондо иштетпей жаткандарды ачык айтып кызматын тапшырбайт беле тымпыйып отурбай.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Алёша
20.02.2018, 10:51

Чья бы корова мычала ваша бы помолчала! Не вам дорогих три генерала говорить о борьбе с коррупцией и чистоте! Все сотрудники знают как вы сами «честно» работали! Да и не о том говорить надо! Почему не говорите что вообще создание Акс было антиконституционным!? Лишь бы ляпнуть что нибудь. Наверное занятия боксом и рукопашным боем дают о себе знать в старости!?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Пара
20.02.2018, 10:59

конечно это его мнение, они на верно близкие друзя вот и так получилось, еще он чувствовал себя вообще другим человекам и забыл про обязанности, может когда то так работал а теперь нет, да ещё тут все генералы если вы так хороши? 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Простой полковник
20.02.2018, 11:07

Генералы правы надо вывести АКС из ГКНБ, но прежде УВОЛИТЬ НЕМЕДЛЯ СЕГИЗБАЕВА!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Антитаэвондист
20.02.2018, 11:26

Корейцы уже подкупили все ключевые фигуры. Узбекистан им дает только промышленность, а наши продали белый дом. А за корейцами стоят сами знаете кто. Они просят корридор.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Гражданин
20.02.2018, 11:26

Эта служба под разными наименованиями существовала в ГКНБ с начала 90-х годов и первого начальника уволили вообще из органов именно за коррупцию.Второго - аналогично.Затем был целый ряд руководителей, которые долго не задерживались в связи с коррумпированностью самой власти.Были даже представители доблестной милиции, которых привел милиционер Кулов.Но как говорится "какое начало такой и конец".Меняли только начальников,а оперсостав -редко.Эти люди привыкли работать так как заложил первый руководитель и тогдашнее руководство ГКНБ.Нужно менять полностью весь состав, И поставить иные задачи, в основном информационные-где,как,кем производится коррупция.Функции дознания и следствия могут осуществлять ГБЭСП, ГП,МВД и др.ГКНБ должно кроме информационно-разведывательной работы контролировать прохождение своей информации по инстанциям вплоть до суда.Вопросы захвата,следствия,и пр.нужно убрать из функций ГКНБ.Не нужно бить из пушки по воробьям.Например выяснять кто украл автокран стоимостью 8 тысяч.$ или какие стройматериалы украли при строительстве детского садика как говорил Президент.Это не уровень ГКНБ.Этим пусть занимается районное РОВД.На стадии заведения уг.дела ГП должна перераспределять их по подследственности и контролировать производство по делам.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Исхак
20.02.2018, 11:41

Ушундай жийиркеничтүү аң-сезимибизден улам жаштарыбыз сыртынан жымыңдамыш болуп, ичинен карышкырдай ниеттери менен келген кореецтердин окуу жайларына кетип атат. Ошолордун тилин үйрөнүп, ошолорго кул болууга даяр. Канча акча беришсе да кул бактылуу болобу? Кореецтерге жол курдуруш керек, машина чыгартыш керек, телефон жасасын. А бирок жаштардын башын айланткан тармакты кайсы акмак депутат берип атат? Өзбектерден үйрөнбөйсүңөрбү. Өлүп баратса да эч башка тилди төбөсүнө чыгарышкан жок. Инвесторлорго өнөр жайды берди. Орустан үйрөнбөйсүңөрбү, кайсы чет элдик идеология, били берүү тармагына киришип атат? Киргизишкенге дардам бергендер түрмөдө.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дзержинка
20.02.2018, 12:04

Бишкек

нашлись мне тут эсперты )) когда сами работали почему так не делали ? ну да легче со стороны выкрикнуть !!! )))) мвд ровд всю жизнь  простых гражданских кошмарили ген прокаратура с налоговой бизнесс кошмарили гкнб иностранцев ))) так что господа генералы не надо наговаривать )))

     100%. Спрашивается где вы были раньше . Постфактум все герои . Подобные чистки  периодически происходя со времен царя Гороха , но принципиальных изменений нет и навряд ли будет . Мне кажется уместно было бы в наших СМИ исключить применение слово генерал , их слишком много и даже смешно и одновременно печально , насколько мы опустили значение этого слова , я знаю лишь одного генерала - Асанов . 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Вовчик
20.02.2018, 13:56

Главный громыхнул на всю республику и замер от грохота и самолюбования.он даже не предполагал такого ответного эха.

 - млин и тех жалко и народ нужен чтоб раньше срока не соскочить. Вот подставили, ведь сказали просто прочитай и дальше дежурная элита заболтает, ранее такие такие фортели проходили на ура. Точно бабановская рассада всюду. Но как их вычислить точечно, они сегодня за меня, завтра за него, послезавтра за следующего и места по наследству передают, вот где основной головняк, как сделать чтоб только мои всегда, везде и надолго. Этот смотрящий, перешедший по наследству все карты спутал, головоломку столичную подкинул. Эхе -хе. Ладно, само собой рассосется, какобещают и старые-матерые и молодые шустряки малограмотные, но хваткие, вот бы их на базар за прилавок поставить, вот загляденье, а как купюры пересчитывают - вообще талант. Эх мне бы на  недельку в регионы свалить, там все по проще и люди и нравы. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Карма: +10
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 25
Минусов: 15
Комментариев: 50

В последнее время АКС стала играть определенную роль в политических аспектах. Ее стали применять как политический инструмент.

Когда создавалась Антикоррупционная служба, предполагалось, что в ней будут работать специалисты, люди с экономическим образованием, подготовленные и честные. Но, к сожалению, некоторых сотрудников туда подбирали по звонку, по родству, по знакомству.

- Дуйшенбек Чоткараев - кадровый сотрудник, который работал в течение многих лет, он профессионал своего дела. Мне кажется, надо было не его убирать, а менять других руководителей.

Медетбеков определился бы уже.) Это же надо, так попой вертеть. Опустил АКС и тут же перед Чоткораевым честь отдал. Если в АКС проблемы, кого надо менять? Министра сельского хозяйства???

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Джениш Джакипов, генерал-майор милиции.
22.02.2018, 16:42

В целом согласен с мнением коллег генералов в оценке деятельности антикоррупционной службы ГКНБ К.Р. и теми мерами которые необходимо предпринять. В то же время считаю необходимым при оценке деятельности исходить из реально сложившейся ситуации с коррупцией. Вопрос о создании независимой антикоррупционной службы (Нац.бюро, Комитета, Центра и т.д.) ранее неоднократно рассматривался на различных уровнях. Сегодня мы должны констатировать, что ни один Президент К.Р. при сегодняшней форме правления государством не откажется от основного рычага, механизма управления. Только при парламентской форме мы можем говорить о соответствующих изменениях в деятельности антикоррупционной службы ГКНБ К.Р. Говоря об эффективности АКС ГКНБ,которая прямо подчиняется главе государства, не совсем объективно будет рассматривать её деятельность в отрыве от других субъектов антикоррупционной системы. Речь идёт о Ген. Прокуратуре, судах,Гос. службе по борьбе с экономическими преступлениями, Налоговой службе и д.р. Вопрос здесь один- составляют ли они единый фронт в борьбе с коррупцией? Однозначно нет! На сегодняшний день координации всех этих служб со стороны Ген. Прокуратуры фактически нет. И она не может быть, так как уровень коррупции в самих правоохранительных органах, особенно среди руководящего состава, очень высокий. Эта ситуация признана и Советом Безопасности К.Р. Поэтому правы те, кто говорит:"как можно победить коррупционеров, если её борцы сами поражены этой бациллой и тесно связаны с организованной преступностью". В создавшейся ситуации конечно же необходимо очищаться всем структурам, освобождать и увольнять запятнавших мундиры сотрудников независимо от их ранга и заслуг. Последние коррупционные скандалы связанные с привлечением сомнительных иностранных фирм, особенно китайских,свидетельствует о необходимости жёсткого контроля со стороны АКС за этими проектами. Квалифицированная экспертиза и заключение АКС на предмет коррупционных рисков должно быть обязательным условием заключения договоров. Но и самое главное, необходимо покончить с двойными стандартами в борьбе с этим злом. На фоне наступательной борьбы АКС с коррупцией среди так называемой оппозиции, необходимо вскрывать и резонансные дела среди лояльных и преданных власти таможенников (где ущерб государству исчисляется млрд. $), алкомагнатов и контрабандистов ГСМ. Мы должны делать серьёзные выводы с последних скандалов на таможне с Казахстаном, вскрывать истинные причины и виновников, а не заглаживать эти провалы и делать поспешные заявления. Коррупция у нас имеет как всем известно благодатную почву в форме: трайбализма, региональных и клановых интересов, завуалированными различными партийными квотами. И если со стороны руководства государства не будут предприняты решительные меры по ломке этой коррупционной рутины, то ни АКС ГКНБ К.Р., ни другие правоохранительные и силовые органы навести должный порядок на этом фронте, не смогут. В идеале должен быть и чистый, профессиональный Жогорку Кенеш и аппарат правительства, чтобы эффективно реализовывать антикоррупционную политику .

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
НАВЕРХ  
НАЗАД