Союз банков: Никто не закрывает финансовый рынок для мобильных операторов
В преддверии принятия поправок в положение "Об электронных деньгах в КР" новостные колонки пестрят обвинениями о лоббировании Национальным банком интересов коммерческих банков и утверждениями, что якобы мобильных операторов не хотят пускать на банковский рынок финансовых услуг. Однако при более детальном анализе становится ясно, что препятствия мнимые и позиционируются как непреодолимые вследствие нежелания претендентов соответствовать нормам и правилам работы на финансовом рынке. Президент Союза банков Кыргызстана Анвар Абдраев высказал свою позицию по поводу конфликта.
Он считает, что суть новых поправок в положение "Об электронных деньгах в КР" в том, чтобы запретить пополнение электронного кошелька с баланса сотового телефона, не ограничивая возможности пополнять электронный кошелек другим образом.
"Утверждение, что НБ КР пытается отменить мобильные кошельки или препятствовать их работе, в корне неверно. Речь идет лишь о запрете на обход механизма гарантирования сохранности денег, потому что при схеме пополнения кошелька с баланса телефона деньги абонентов не получают должной и достаточной гарантии. А задача НБ КР и всей финансовой системы – эту гарантию обеспечить", - прокомментировал Абдраев.
Он убежден, что НБ КР как регулятор несет ответственность за стабильность финансовой, банковской и платежной систем и действует соответствующим образом, чтобы обеспечить эту самую стабильность.
"Никто не запрещает сотовым операторам входить на рынок розничных платежей в рамках существующего законодательства: дать возможность напрямую пополнять электронные кошельки, что также не составляет труда, как и пополнять балансы телефонов, а не "возвращать авансовые платежи с лицевого счета абонента на электронный кошелек", при этом обеспечить механизм хранения остатка электронных денег на электронном кошельке пользователя. Причем с возможностью осуществления платежей за товары и услуги непосредственно с использованием электронного кошелька. Сотовым операторам предоставляется право выбора: либо хранить деньги, внесенные населением с целью осуществления платежей через электронные кошельки, на страховом депозите в коммерческом банке и ограничиться предоставлением услуг по приему и обработке платежей; либо получать банковскую лицензию и выходить на рынок банковских услуг на равных условиях, то есть регулироваться и придерживаться всех тех же правил, что и существующие банки", - высказал Абдраев позицию банковского сектора.
Осуществление банковской деятельности в масштабах, покрывающих 7 миллионов абонентов, и потенциальных объемах в десятки миллиардов сомов без какого-либо регулирования со стороны НБ КР и Госслужбы финансовой разведки может привести к перетоку денежных ресурсов из прозрачного зарегулированного банковского сектора к сотовым операторам и чревато угрозой финансовой стабильности целой страны.
"Надо понимать, что здесь не идет речь о недоверии к сотовым операторам. Это больше вопрос регулирования и контроля. Как говорится, доверяй, но проверяй", - продолжил он.
Отметим, сотовые операторы регулируются Государственным агентством связи, которое регулирует технические аспекты: качество предоставляемой связи, каналы связи, частоты и т. д. ГАС не регулирует финансово-хозяйственную деятельность данных компаний и не контролирует их финансовые потоки. В свою очередь у Нацбанка нет ни технической, ни юридической основы для регулирования сотовых компаний. Формально деньги поступают в виде аванса за услуги связи, а НБ КР не может вмешиваться или контролировать деятельность коммерческой компании, которая формально не оказывает финансовые услуги. То есть денежными средствами, собранными у населения и юридически оформленными как авансовые платежи за услуги связи, сотовые компании распоряжаются без контроля со стороны НБ КР.
В отличие от сотовых компаний коммерческие банки подпадают под жесткое банковское регулирование и должны выполнять все предъявляемые к банкам требования.
Коммерческие банки должны соответствовать целому ряду требований по поддержанию ликвидности (минимум 45% от краткосрочных обязательств), капитала (минимум 8% от объема активов), ограничению операций с инсайдерами (максимальная задолженность на одного инсайдера – 15% от капитала и на всех инсайдеров – 30%) и по кредитованию.
Также на банки налагаются жесткие ограничения по линии противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, требования по составу акционеров, совета директоров, ключевым сотрудникам и даже юридической форме. Предъявляются требования к построению адекватной системы внутреннего контроля, в том числе к службам риск-менеджмента, комплаенс-контроля, внутреннему и внешнему аудиту, регламенту работы и составу совета директоров и правления.
Есть множество иных норм и правил, в том числе и по предоставлению комплексной сложной регулятивной отчетности. Ежегодно каждый банк проходит комплексную проверку со стороны НБ КР, а также целевые проверки по мере необходимости.
Соответствие всем установленным нормам и нормативам играет основную роль в регуляции финансовой сферы, в обеспечении ее устойчивости и надежности. Быть частью финансового сектора и не следовать четким правилам работы этого сектора просто невозможно.
"Что касается сотрудничества банковской сферы и сотовых операторов в области электронных денег, коммерческие банки открыты к обсуждению и сотрудничеству в рамках установленных НБ КР правил", - заключил глава Союза банков.
Управляющий директор ОАО "Оптима Банк" Ильгиз Садыралиев также прокомментировал ситуацию:
"Мы, как финансисты, глубоко понимаем специфику экономического риска для всей страны, который возникает из текущего механизма пополнения мобильных кошельков с баланса телефона. Ведь при текущей логике работы мобильных кошельков денежные средства абонентов, находящихся на балансе телефона, ничем не обеспечены и не гарантированы к возврату. Что, естественно, тревожит регулятора, и принятие поправок в положение "Об электронных деньгах" со стороны НБ КР - это очевидная мера для обеспечения сохранности и гарантированности возврата денег абонентов.
Для нас тоже очень важно развивать безналичные платежи в Кыргызстане, за ними будущее. Имея более чем 25-летний опыт работы в банковской сфере, мы прекрасно осознаем преимущество работы с безналом. И перспективы взаимодействия с мобильными устройствами для нас также очевидны, не зря мы активно продвигаем технологии интернет-банкинга, в частности систему "Оптима24". Наш банк открыт для предложений и готов сотрудничать в том числе и с мобильными операторами для выработки современных высокотехнологичных решений. Чем больше возможностей в области безналичных платежей будет у кыргызстанцев, тем лучше. В конечном итоге выиграет потребитель и экономика страны в целом".