"Произвол и беззаконие". Джакупова просит Зулушева отреагировать на задержание Темирова
Глава правовой клиники "Адилет" Чолпон Джакупова просит генерального прокурора Курманкула Зулушева отреагировать на беззаконие со стороны правоохранительных органов, задержавших журналиста Болота Темирова и сливших в Сеть видео с участием сотрудников редакции Temirov Live. Соответствующее обращение она направила главе надзорного органа.
По ее словам, в последнее время юридическое сообщество наблюдает тенденцию постепенного снижения качества работы правоохранительных органов, полное игнорирование стандартов, принципов и установленных процедур уголовного судопроизводства. Указанное проявляется не только по так называемым обычным делам в отношении рядовых граждан, но и по резонансным, где проходят известные личности, к которым приковано внимание всей общественности.
"Если раньше произвол и беззаконие со стороны правоохранительных органов становились достоянием общественности, органы прокуратуры старались реагировать и наказывать виновных, то в настоящее время чувствуется не только полное безразличие к нарушениям законности, но и прослеживается их прикрытие", - отметила Джакупова.
Она напомнила, что прокуратура призвана осуществлять надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и следствие.
Отдельные адвокаты утверждают, что вместо этого органы прокуратуры превратились в "нотариат". Я с такими утверждениями не согласна и уверена, что органы прокуратуры продемонстрируют свое реальное место и предназначение в правовой системе КР.
Джакупова сообщила, что с 26 января адвокаты правовой клиники "Адилет" приступили к защите прав и интересов Болота Темирова.
"22 января 2022 года общественность Кыргызстана стала свидетелем непрофессиональной работы органов милиции по проведению обыска в офисе интернет-канала Temirov Live и задержанию известного журналиста-расследователя Болота Темирова.
Давая через СМИ письменные пояснения по данному делу, 24 января 2022 года министр внутренних дел Улан Ниязбеков, нарушая принцип презумпции невиновности, открыто заявил, что "его огорчает, что известные люди употребляют наркотики и даже склоняют к употреблению других граждан. Это подтверждает и заключение экспертизы". Министр также добавил, что у милиции была информация, что некто по имени Болот склоняет граждан к употреблению наркотических средств в офисе с 25 октября 2021 года. При этом министр Ниязбеков, как указано было выше, не только нарушил принцип презумпции невиновности, но и открыто ввел общественность в заблуждение, так как, согласно проведенному освидетельствованию, наличия в организме следов каких-либо наркотических средств у Болота Темирова обнаружено не было.
Прокурорские работники как никто другой знакомы с принципами работы правоохранительных органов по "подбрасыванию" малых доз легких наркотических средств для последующего давления на лицо, у которого они впоследствии "обнаруживаются".
Несмотря на указанное, отсутствует реакция на официальную информацию Ниязбекова, так как генеральный прокурор как минимум должен внести акт реагирования министру внутренних дел за нарушение принципов презумпции невиновности и введения общественности в заблуждение, если не усмотрит в его действиях состава преступления", - отмечается в обращении.
Кроме того, отсутствует реакция прокуратуры, как надзорного органа, на "слив" в Интернет видео процедуры освидетельствования Болота Темирова на предмет наличия наркотиков в организме. При проведении данного следственно-оперативного мероприятия в кабинете находились пять человек. Двое медиков-наркологов, двое сотрудников милиции и Болот Темиров. Как мне пояснили, видео снимал работник милиции по фамилии Асанакунов.
"Далее, получается, указанные сотрудники милиции это видео в обрезанном виде с текстовыми пояснениями, что у Болота Темирова обнаружили следы наркотиков, "слили" в Интернет, чтобы придать законность и обоснованность действиям в отношении журналистов", - заявила глава клиники "Адилет".
Она уверена, что Зулушев лично разберется в этой ситуации с проведением полноценного следствия, установит обстоятельства умышленного разглашения и контролируемой утечки материалов следствия, а в отношении всех виновных примет самые жесткие меры.
"Кроме того, уверена, что органы прокуратуры установят, кто несколько месяцев осуществлял оперативную разработку, слежку и видеофиксацию личной жизни работников интернет-канала Temirov Live, сопровождалась ли данная оперативная разработка незаконными методами путем угроз и шантажом работников интернет-канала, так как в Интернете распространены видео- и аудиозаписи частной жизни работников канала, а также бухгалтерская документация, хранившаяся на изъятых следствием жестких дисках компьютеров интернет-канала.
Если это было в рамках оперативной разработки и следствия, то накажите в уголовном порядке за утечку оперативных материалов, куда имеют доступ ограниченные лица. Если это не оперативная разработка, то установите и покажите общественности лиц, проводивших шантаж работников интернет-канала, их слежку и видеофиксацию", - обратилась Джакупова к генпрокурору.
Уважаемый Курманкул Токторалыевич, задержание Болота Темирова и последующий "слив" информации его частной жизни с добавлением следственных и оперативных данных вызвали негативный широкий резонанс не только в Жогорку Кенеше, но и реакцию со стороны официальных международных структур. Уверена, Генеральная прокуратура докажет народу Кыргызстана и международному сообществу, что права и свободы граждан в Кыргызской Республике обеспечены не только законом, но и силой и волей государства в лице органов прокуратуры.
Напомним, команда проекта Temirov Live подверглась давлению со стороны властей после публикации журналистского расследования о бизнесе семьи главы ГКНБ Камчыбека Ташиева. Вечером 22 января был задержан руководитель проекта Болот Темиров. В офис его редакции ворвались бойцы спецназа. При задержании из заднего кармана Болота Темирова сотрудники силовых структур якобы вытащили темно-зеленое вещество. Но все очевидцы утверждают, что вещество было подброшено самими силовиками. Сейчас журналист отпущен под подписку о невыезде. Позже в соцсетях появилось видео одной из журналисток проекта. Видео позже было удалено. Общественность резко осудила появление подобных видео.