Эксперты оценили работу Атыр Абдрахматовой на посту омбудсмена. А что думаете вы?
KG

Эксперты оценили работу Атыр Абдрахматовой на посту омбудсмена. А что думаете вы?

Все самое интересное в Telegram

2 марта 2022 года Жогорку Кенеш большинством голосов избрал Атыр Абдрахматову на должность омбудсмена Кыргызстана.

Прошедший год был очень насыщенным для института омбудсмена - военное вторжение на границе в Баткенской области, множество нарушений прав человека государством и гражданами, громкие уголовные дела и другие правонарушения.

Kaktus.media решил собрать мнения о деятельности института омбудсмена за прошедший год.

Таалайбек Масабиров, депутат ЖК

- Год назад Абдрахматову избрал. Лично я видел, как она вела дела, например, по защите задержанных активистов (кемпир-абадское дело. - Прим. Kaktus.media). У нее были грандиозные планы по развитию института омбудсмена. Когда будем принимать отчет, тогда и дадим оценку.

Гульгаакы Масалиева, гражданская активистка, Ош

- Институт омбудсмена слабо развит в регионах, особенно в вопросе защиты граждан в приграничных районах Баткенской области. К примеру, омбудсмен не борется за то, чтобы всем баткенцам были выплачены имущественные компенсации в должной мере. В начале своей деятельности она объездила все регионы, собирала жалобы, узнавала нужды населения, но они остались на бумаге из-за внутренних разбирательств.

Например, в Ноокате из-за расширения дороги сносили часть домов, и шести людям до сих пор не выплачены компенсации. Многие уже отчаялись и махнули рукой. Нужно отметить, что Абдрахматова проявила себя в период дел по Кемпир-Абаду. Но до сих пор институт омбудсмена находится под давлением парламента. Из-за того что омбудсмен подотчетен ЖК, институт не может самостоятельно действовать. Не получается влиять на гарантированную юридическую помощь населению. Эта служба оказывает помощь, но не выполняет полное сопровождение - не выезжают, на занимаются досудебным разбирательством.

Атыр Абдрахматова говорила о реформах в институте акыйкатчы, например, при обязательствах юрпомощи в органах МСУ, но это не реализовано вообще. Хотя каждый айыл окмоту обязан помогать. И институт акыйкатчы должен проконтролировать каждый айыл окмоту. Но на всех рук не хватает. Конечно, мониторинг нарушения прав происходит, но исполнение протокольных поручений нет со стороны ведомств. В отчете за год надо обязательно указать вопрос по Баткену.

Много проблем и с законодательством, когда проходят дискриминационные нормы, а работники института не защищают нас. Например, Налоговый кодекс принимается вразрез с мнением предпринимателей.

Статус института омбудсмена надо менять - назначение акыйкатчы должно проходить без назначения парламента. Нужно получение статуса А, когда правозащитники сами избирают омбудсмена. Институт не должен подчиняться ни президенту, ни парламенту, ни властям - он должен быть независимым и быть подотчетен именно правозащитникам.

Адахан Мадумаров, депутат ЖК

- Для дачи оценки работы омбудсмена нужно сначала заслушать отчет. Без него давать оценку неправильно. Послушаем, будут вопросы. Вообще у института работы непочатый край. Например, по делу 11-летнего мальчика в Сокулукском районе, который подвергся насилию. Это дикость, силовые структуры занимаются политическими вопросами, а про гражданские забыли. Надо указывать на такие явления, и по ним надо принимать решения о соответствии должностям.

Назгуль Турдубекова, глава ОФ "Лига защитников прав ребенка"

- За прошедший год институт омбудсмена уделял очень большое внимание мониторингу соблюдения прав детей в детдомах и интернатах, защите детей от школьного рэкета. Совместно был проведен отчет по Нарынской области по рэкету. Такое исследование было первым за очень долгое время. Также был республиканской мониторинг по соблюдению прав детей в интернатах, а также детей с инвалидностью и детей без попечения родителей.

Большое внимание было уделено женщинам и детям, пострадавшим в баткенских событиях, создана горячая линия. Была быстрая реакция на жалобы.

В отношении омбудсмена необходимо усилить статус и увеличить полномочия, особенно по мигрантам и спасению детей от насилия, для повышения доступа детей к правосудию, а также и тех, чьи права были нарушены.

Эльмурза Сатыбалдиев, депутат ЖК

- В целом оценку по итогам года работы нового руководителя даст Жогорку Кенеш. Ну вообще работает, старается что-то делать, кому-то это нравится, а кому-то - нет. Но по моим ощущениям, Абдрахматова работает.

Бактыбек Сыдыков, депутат ЖК

- Могу сказать, что работает удовлетворительно, не скажу, что прямо хорошо или очень плохо. Вообще институт омбудсмена создан давно, но его не воспринимают. Пора поднимать этот институт на другой уровень.

Сеидбек Атамбаев, депутат ЖК

- Я считаю, что Атыр Абдрахматова работает хорошо и справляется. За год трудно поставить оценку. Нужно еще год-два.

Чолпон Джакупова, глава ОФ "Правовая клиника "Адилет"

- Омбудсмен - главный правозащитник страны и в тех случаях, когда есть проблемы в сфере законодательства и правоприменения. Институт омбудсмена нуждается в поддержке на всех уровнях. Я не могу дать однозначно положительную оценку, ведь это во многом зависит от законодательства, которое регламентирует работу института. Я надеюсь, что полномочия института будут усилены. Надо разделить функционал Наццентра по применению пыток и омбудсмена. Последнему надо больше сконцентрироваться на общих вопросах, которые касаются стратегических областей. По пыткам можно разделить полномочия. Очень много энергии и сил тратится на мониторинг, например, судебных процессов. Основной инструмент института акыйкатчы - заявления, поручения и обзоры. Он должен давать рекомендации в парламент. Это инструмент ЖК по контролю за соблюдением прав человека. Причем отчеты и доклады, особенно альтернативные, должны находиться в публичном пространстве, должны обсуждаться и распространяться.

Могу позитивно отметить то, что институт омбудсмена был достаточно активным по Закону "Об НКО", отправив запрос в Венецианскую комиссию и БДИПТЧ/ОБСЕ. Для подобных запросов нужно определенное мужество. Но это стоило сделать еще раньше. Не каждый может обращаться туда, а акыйкатчы может. Поскольку институт представляет парламентский контроль, то ЖК должен его поддерживать и работать совместно.

Отдельно можно сказать о внутренних скандалах в аппарате ведомства. Для недовольства персоналом института основания есть, потому что уровень сотрудников мог быть и выше. Туда надо больше юристов, которые работают в области прав и знают хорошо законы и Конституцию КР. У них должна быть мотивация на обучение. А пока там с этим проблемы. Надо находить консенсус. Без профессионального коллектива мало что получится. Но такая проблема есть во всех государственных институтах на уровне республики. А это риск для государственности и нацбезопасности. В систему госуправления надо брать лучших.

Жаныбек Абиров, депутат ЖК

- Я думаю, что работа Абдрахматовой удовлетворительная, я вижу, что она постоянно в работе, читаю ее. Активность точно есть. Вообще работу института омбудсмена оценить очень тяжело. Если будут спокойствие и стабильность в стране, то у нее и работы будет меньше. Но задержанных много. В первую очередь она еще и навела порядок в аппарате омбудсмена, уволились некомпетентные сотрудники. Стандарты там должны быть высокими для тех, кто занимается защитой прав. Все те, кто у власти, должны помнить, что можно завтра остаться без власти и защитой прав будет заниматься этот институт.

Жанар Акаев, депутат ЖК

- Я думаю, что Атыр Абдрахматова хорошо работает, хотя, по правде говоря, к нам обращались сотрудники аппарата омбудсмена и говорили, что их незаконно освобождают от должностей. Письма приходили около девяти раз. Но я думаю, что она хорошо работает.

Улукбек Ормонов, депутат ЖК

- Атыр Абдрахматова и ранее работала с обществом и знает проблемы. Естественно, когда новый человек приходит, то встречает противодействие. Насколько я знаю, то там по коллективу есть вопросы. Но она работает.

А как оцениваете работу Абдрахматовой вы?

Есть тема? Пишите Kaktus.media в Telegram и WhatsApp: +996 (700) 62 07 60.
url: https://kaktus.media/476451