Ожидаемо-неожиданные выборы. Почему такие итоги и как теперь живется президенту?
kaktus.media

Ожидаемо-неожиданные выборы. Почему такие итоги и как теперь живется президенту?

12467  20

тема: Парламентские выборы 4 октября

Вчера, 4 октября, в Кыргызстане прошли парламентские выборы. Предварительные результаты разочаровали многих в Бишкеке - самых активных пользователей социальных сетей. Попробуем порассуждать, какими видятся итоги выборов после бессонной ночи.

Напомним, в парламент проходят четыре партии: "Биримдик", "Мекеним Кыргызстан", "Кыргызстан" и "Бутун Кыргызстан". Партии "Мекенчил" не хватает 0,15%, чтобы пройти в Жогорку Кенеш. Но есть проблемы и с региональным порогом. Центристские и оппозиционные партии выборы не признали.

Сбылись худшие предчувствия образованных людей

Еще задолго до начала предвыборной агитации большинство все-таки осознавали, что "Биримдик", "Мекеним Кыргызстан" и "Кыргызстан" в парламент пройдут. И борьба будет разворачиваться между партиями второго эшелона, которые станут 4-6-ми в ЖК.

Но надежда умирает последней, соцсети подбадривали себя, как спортсмены перед выходом на ринг. И многие наивно верили в светлое будущее: одни, потому что по жизни оптимисты, другие - потому что плохо учили мировую историю.

Реальность оказалась для прогрессивных либералов жестокой: в восточной авторитарной стране выигрывают власть и деньги. И будут выигрывать, потому что большая часть населения бедна и малообразованна. Се ля ви.

"Биримдик" - партия власти, хоть и безуспешно пытается создать образ новой. "Мекеним Кыргызстан" - самая финансово обеспеченная партия, как бы там не пытались сделать вид, что семья Матраимова ни при чем, а Райымбека Матраимова среди кандидатов в депутаты нет. "Кыргызстан" - удобная партия, которая нужна для формирования коалиции большинства партии власти, плюс тоже совсем небедная.

Илон Маск? Не, не слышали. "Бутун Кыргызстан" проходил по опросам

Штабы партий раз в 10 дней или еженедельно заказывают независимые опросы, которыми с общественностью не делятся. О паре таких опросов редакции говорили, и партия "Бутун Кыргызстан" была в этом в списке с неплохими показателями. У Адахана Мадумарова, которого многие списали как человек из большой политики, остался преданный электорат. В Бишкеке его в разы меньше, поэтому жители столицы его не замечают. Хотя и в столице "Бутун Кыргызстан" набрал 5,98%. Для сравнения у "Реформы" - 6,66%.

В последнюю декаду предвыборной агитации в опросах начала набирать поддержку и партия Камчыбека Ташиева "Мекенчил". Рейтинг Ташиева резко вырос после одного из приграничных конфликтов на юге, у Садыра Жапарова, который мало того что в выборах не участвует, так еще и сидит, есть очень преданный и очень радикально настроенный электорат. Дуэт из "Бутун Кыргызстана" и "Мекенчил" собирает протестный электорат в регионах, поэтому власти крайне неудобен - нужно жить и работать в условиях, когда соседи стучат по батареям.

"Мекеним Кыргызстан" и "Биримдик" - сотрудничество сквозь зубы

В политических кругах давно говорили, что партии Матраимовых и Жээнбековых уже не в одной лодке, слишком высоки амбиции серых кардиналов. И не только амбиции. Лица, принимающие решения, понимают, что в стране с восточным стилем управления и очень ограниченными экономическими ресурсами двух ханов быть не может.

Поэтому борьба двух партий - это не только амбиции и желание приумножить ресурсы, не только прицел на президентские выборы в 2023 году, но инстинкт самосохранения, который является базовой потребностью человеческого организма.

Четко соперничество стало заметно на местных выборах, которые приостановили на время пандемии коронавируса. Карантинные меры помогли "Мекеним Кыргызстан" нарастить электорат и проникнуть в традиционную вотчину партий власти - стан бюджетников. Пока правительство ограничивалось карательными мерами и задержками выплат зарплат, отпускных и компенсаций, противники активно занимались благотворительностью как официально через фонды и персонально, так, нетрудно предположить, неофициально: и по-соседски помогали с продуктами, и подвозили врачей на работу, и устраивали больных в обсервации.

Подпольное соперничество двух фаворитов предвыборной гонки еще продолжится, хотя обеим партиям ментально проще договориться друг с другом, чем с либералами, у которых совершенно другой понятийный аппарат, ценности и манера поведения.

Почему первые "Биримдик", а не "Мекеним Кыргызстан"?

Общение с политиками до середины предвыборной гонки указывало на то, что "Мекеним Кыргызстан" будет безусловным лидером, партия возьмет чуть ли не "контрольный пакет акций" в Жогорку Кенеше. А "Биримдик" станет вторым с большим отрывом. Многое изменилось в последние две недели. Возможно, использовался козырь в виде административного ресурса во время переговоров: "Мекеним Кыргызстан" слишком много вложил, а находиться под уголовным преследованием очень нервно.

Только представьте, насколько унизительно было бы для президента давать право на формирование коалиции "Мекеним Кыргызстан". Так и "Биримдик" мог бы остаться в парламентской оппозиции. И это бы однозначно означало, что джина выпустили из бутылки. Жээнбековы бы тогда занимались больше спасением себя и сохранением влияния в государственной иерархии вплоть до айыл окмоту. На дела государственные и так сил и времени не хватает, а так останется еще меньше.

Почему "Мекеним Кыргызстан" все-таки не удовлетворен?

Эффективность - это результат на ресурсы. На выборы было брошено столько ресурсов, что в партии наверняка грезили, как "Белый дом" и "Биримдик" приходят договариваться с понурой головой. Нынешний баланс говорит о том, что еще долго придется душить друг друга в объятиях. Это утомляет и это дорого.

Ходили слухи, что мекенимовцы поддерживают отдельных политиков в других партиях. Если это так, то на выборы потратили очень много ресурсов ради 45 мандатов. Поэтому уровнем эффективности предвыборной кампании лидеры "Мекеним Кыргызстан" могут быть не удовлетворены.

Президент - между молотом, наковальней и громкоговорителем

Президент оказался в ситуации, когда партия власти не является безусловным фаворитом предвыборной гонки. И под конец выборов пришлось приложить немало усилий, чтобы "Биримдик" не стал вторым или даже третьим. Возможно, даже рассматривался вариант снятия "Мекеним Кыргызстан" с агитации незадолго до выборов. Скорее всего, анализировалась возможность реализации плана с задержанием или заведением уголовного дела на человека, чье имя почему-то не принято произносить даже в "Мекеним Кыргызстан". Но власти не решились...

Однако можно предположить, именно эти два козыря в переговорах, о которых широкая общественность не узнает, провластные использовали. Поэтому с "Мекеним Кыргызстан" братьям Жээнбековым придется договариваться. Это тоже ресурсозатратно и изматывает.

С другой стороны, есть достаточно намеков, чтобы понять, что "Бутун Кыргызстан" и "Мекенчил" - это не те партии, которые бы "Белый дом" хотел видеть в парламенте. И попытка не регистрировать партию Мадумарова тому подтверждение. Почему? С лидерами партий гораздо сложнее договариваться, при этом они аккумулируют протестный электорат. Не тот, кто возмущается в социальных сетях, а тех, кто будет бузить, приедет на замызганных бусиках в столицу. В общем, это очень нервно для власти.

Нельзя сбрасывать со счетов и зависимость всех кыргызстанских президентов от внешних игроков. О чем президент Жээнбеков говорил с Владимиром Путиным? Знают единицы, которые будут молчать.

Однако анализируя состав партий и зная о некоторых поездках в Москву, можно предположить, что самая пророссийская партия - это не "Биримдик" с "евразийской ширмой", а "Замандаш". И прохождение этой партии было бы "Биримдику" выгодно для формирования коалиции и взаимодействия с лицами, принимающими решения в России. Присутствие "Замандаша" и отсутствие "Мекеним Кыргызстан" в Жогорку Кенеше позволило бы президенту значительно укрепиться и реализовать какие-то внешнеполитические ходы, выполнив данные обещания (впрочем, доказательств, что Жээнбеков давал какие-то обещания Путину, невозможно, это лишь предположения автора). Однако при нынешнем парламентском раскладе у "Белого дома" будет гораздо меньше поддержки России, а, возможно, и вовсе не будет.

Не реализовались и чаяния главы государства, что в Жогорку Кенеше будет 5-6 партий, когда и по коалиции можно договориться, и сделать вид, что мы еще является демократической страной, и запустить порцию оппозиции, чтобы она цивилизованно отстаивала инакомыслие в официальной структуре, а не на площадях.

За бортом остались партии со своим электоратом: либерально-прогрессивные "Республика", "Бир Бол", "Ата Мекен", "Реформа", "Ордо" и радикальные - "Социал-демократы", "Чон казат". У двух последних не было ни достаточных финансов, ни электората, зато они очень заметны на информационном поле. Как говорится, мал да вонюч. А еще "Социал-демократам" нечего терять.

Оппозиция, оставшаяся вне Жогорку Кенеша, будет формировать общественное мнение так, что пиар-технологий "Белого дома" через кокофонию не услышать.

Более того, президент обещал, что выступит гарантом честных и справедливых выборов, поэтому на него падет основная критика. Жээнбеков находился перед выборов: подвергнуться критике, что поддерживает брата или что фаворитом знает "символ коррупции". В итоге его будут критиковать все.

Так что если итоги выборов признают, тяжела судьба не только народа Кыргызстана, но и лично президента, неопределенным будущее становится не только для нас и наших детей, но и для главы государства.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/422482Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Сайкал
05.10.2020, 11:23

Ну и власть, Страна где  все продается и все покупается.. Кругом Коррупция  Люди Вы за что голосуете? Это бумеранг. 

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Слабый политик
05.10.2020, 11:24

Мыркостан продажный

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Мнение
05.10.2020, 11:41

В выборах ни когда не участвовал, а если и голосовал, то всегда против всех.

Практика доказывает, что правильно поступал.

Но почему все эти годы государство удерживает с меня налоги на содержание тех, против кого выступал всегда-против чимкириков, лысых, баксов и т.д.

Я против коррупции, но содержу коррупционеров-вот она горькая правда жизни.

+6
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Arman1
05.10.2020, 11:45

Это стало синдромом страны - постоянная борьба за власть. Экономика, реформы остаются на задворках.

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
123
05.10.2020, 11:56

Что любви нет между двумя партиями лидерами, это специальная деза для тупенькой общественности!!!!

Теперь нас ждёт судьба Ирана??!!!

Плавно будем превращаться в ханство!!!!

Ворье теперь засучив рукава начнет обирать и без того нищую страну, конечно лече всего воровать внешнюю помощь и зарубежные заимствования!!!

+6
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ерпп
05.10.2020, 11:58

История повторяется, Ханы дерутся, а у мужиков чубы трещат.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Мика
05.10.2020, 12:05

Очень хорошая статья, очень похожая на правду.

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Паучок
05.10.2020, 12:27

Сейчас вспомнила как моя работница сказала на что тысячу матровских сомов она по дороге хочет купить мёд...и еще мясо...если б были лишние деньги на тот момент у меня я сама б ей эту штуку дала, лишь бы за мордоворотов не голосовала, но как назло с собой было только на обед...вот жакырчылык до чего кыргызов довел...

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Жаран
05.10.2020, 13:19

Правильно пишется Какофония не "кокофония". По выборам, этого следовало ожидать , народ,в основной своей массе,не загадывает далеко,не имеет достаточного уровня образования,напрочь,не имеет критического мышления. Каким образом, С,Ш,Ж пришел к власти,тогда промолчали и проглотили и вот результат.Те же самые ,отработанные схемы применили и теперь. Кыргызы позволили "Баблу" и "Башкармам" победить и добро и зло и все позитивное. Народ заслуживает,свое правительство,живите дальше с такими правмителями.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Болот
05.10.2020, 13:26

Мнение

В выборах ни когда не участвовал, а если и голосовал, то всегда против всех.

Практика доказывает, что правильно поступал.

Но почему все эти годы государство удерживает с меня налоги на содержание тех, против кого выступал всегда-против чимкириков, лысых, баксов и т.д.

Я против коррупции, но содержу коррупционеров-вот она горькая правда жизни.

Так голосовать надо. И странно как-то у вас. То никогда не голосовал, то против всех) в любом случае у вас есть позиция - это я уважаю. Вы против старых хапуг, и это очень хорошо. Есть много таких людей. Вот таких людей я призываю ходить на выборы и голосовать!

Ведь 2 миллиона граждан игнорируют выборы, а продажные активны. Я от дал голос за Реформу, но таких мало. А вот если бы 2 миллиона проголосовали, то несмотря на фальсификации результат отличался бы.

Эти выборы нелигитимны, фальсификации везде.

Статья хорошо написана.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Элим. Жерим. Раим...
05.10.2020, 13:35

У Шоке только один выход, чтобы сохранить лицо - отменить результаты выборов по причине массовых нарушений. В противном случае, ему придется искать место рядом с Бакиевыми.

И надо признать, что он сам довёл ситуацию до этого. Брата и Раима надо было останавливать на подступах к выборам. Теперь не на кого пенять, сам во всём виноват.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Фрунзе
05.10.2020, 13:59

Сдохла страна, президент видимо не понимает, в какой жопе он оказался, факты,факты. Итог раздрай и всеобщее недовольство. 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ситуация
05.10.2020, 14:21

Толковая статья, надежда была, но испарилась вчерашний день можно считать чёрным днём в истории парламента, коль президент остаётся в жерновах, то он к этому шёл и мало того повлёк страну, неведение фактов, надеяться на авось, или кудай буйруса не проходит в реальном мире, жесть профанация, но только не выборы, верхи договорятся ради благополучия себя, но что получит народ, вчера обвиняла тех, кто продал свои голоса, но умом понимаю, что нищета заставила, обвиняю тех кто этим воспользовался.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Эржан
05.10.2020, 15:06

Вышли на митинг, допустим отменили, один фиг обратно не пройдут! Допустим прошли, другая сторона на митинг выйдут, сторонники которых в разы больше! Ска карусель! Пока единства не будет! Российские и Американские прислужники будут отрабатывать деньги!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Алихан
05.10.2020, 15:21

Полная чушь и бред. Все будет нормально.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Паучок
05.10.2020, 17:18

Нам вообще эта квазипарламентная система, есть один вариант-это что-то типа пуштунской Лойя-Джирги, когда представители всех племен собираются раз в год конкретно и по существу! Всё, иного пути нет, и вот там на сходке племенных вождей будет видно кто что пропихивать и его сородичи в случае сами с ним ращьерутся! Да сейчас опять меня гении начнут затыкать, но вы поймите мы до сих пор живем согласно родоплеменным взаимоотношениям! Нам западные ноу-хау не подходят!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
333
05.10.2020, 17:42

Ну я не совсем согласен - в аилах выбирали партии по конкретным байкешкам ижешкам из сел: их просто закрепили за селами/районами из которых они родом. Ну а те взяли и наобещали с три корода что на конкретное село сейчас свалисться манна небесная и школы, и больницы и родственников в МВД, КГБ и министерства - вот они и проголосовали. Только они не понимают что таких сел с байкешками целая республика и на всех всего не хватит + байкешкам и ижешкам самим надо наво.....(ой!- извините).. навариться...они сейчас сидят и тупо смеются..как они всех облапошили...Только победа то пирова..этот состав не лучше -в Биримдике почти 80 % депутатов из прежнего состава, они раньше не сделали за 5 лет то что сейчас обещают и сейчас не сделают - 100 пудово.....ну я думаю что народ подведет свои итоги в первые полгода...(как раз к апрелю)!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Разочарованная
05.10.2020, 18:49

Сейчас хочется одного - уехать из страны, в которой ближайшие несколько лет будет полный бардак. Наверное правильным даже будет сказать "бежать из страны", как ни печально. Из года в год ситуация ухудшается, а эти выборы поставили точку в моих сомнениях, лучшего времени не будет в этой стране, ни для нас, ни для наших детей и внуков (если судить о простом народе). Власть будет и дальше находится не только в руках малограмотных людей, а теперь и в руках коррумпированных и криминальных лиц (я думаю все поймут о какой партии речь).

Сегодня, мне также впервые по настоящему стало жалко президента, ибо исход выборов 2023 уже очевиден. Я никогда не была его сторонником, но сейчас он действительно оказался в очень непростой ситуации. Но как говорится: что посеешь, то и пожнёшь. Может действительно, портить отношения с человеком, который привел к власти было опреметчиво и очень глупо, а главное не дальновидно.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
доктор
05.10.2020, 20:58

Элим. Жерим. Раим...

У Шоке только один выход, чтобы сохранить лицо - отменить результаты выборов по причине массовых нарушений. В противном случае, ему придется искать место рядом с Бакиевыми.

И надо признать, что он сам довёл ситуацию до этого. Брата и Раима надо было останавливать на подступах к выборам. Теперь не на кого пенять, сам во всём виноват.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Умар Кара Балта
06.10.2020, 06:14

Взяли белый дом,а что толку? Все равно к власти придут педерасты, других ж нету.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД