Что такое выборы по одномандатной системе (и чем это может закончиться)
kaktus.media

Что такое выборы по одномандатной системе (и чем это может закончиться)

24560  21

тема: Выборы-2020

Главным событием недели, безусловно, стала добровольная отставка президента Сооронбая Жээнбекова и приход к исполнению обязанностей главы правительства и государства Садыра Жапарова.

Едва заступив на пост премьер-министра, Садыр Жапаров в числе прочего заявил о возвращении выборов Жогорку Кенеша по одномандатным округам (правда, сегодня во время заседания Жогорку Кенеша он уже сказал о том, что выступает за снижение избирательного порога для партий до 5%). В общем, пока неясно, как же будут проходить выборы в Жогорку Кенеш, которые должны состояться до 20 декабря. Пока этот вопрос решается, давайте разберемся, что такое одномандатные выборы и какими окажутся плюсы и минусы при их внедрении.

Что такое одномандатный округ

Вся страна делится на избирательные округа. И от каждого округа в парламент может пройти только один кандидат, который баллотируется только здесь. То есть в каждом округе будет свой бюллетень с кандидатами.

При этом голосование может быть организовано по мажоритарной системе простого большинства (то есть проходит тот кандидат, который просто набрал голосов больше других) или же абсолютного большинства поданных за кандидата голосов (в этом случае нужно, чтобы за кандидата проголосовали больше 50% избирателей).

Следует сказать, что данная система успешно практикуется во многих весьма процветающих и цивилизованных странах, будь то Финляндия или Япония.

Впрочем, не менее успешно зарекомендовала себя в ряде стран и многомандатная система выборов.

К сожалению, Кыргызстан и здесь оказался непредсказуемым и печальным исключением. Достаточно сказать, что "тюльпановая революция" 24 марта 2005 года была вызвана парламентскими выборами, прошедшими, напомним, по одномандатным округам. Выборы Жогорку Кенеша 4 октября 2020 года проходили по партийным спискам, или по многомандатным округам, однако и они привели в конечном итоге к государственному перевороту. И чем все это закончится, сегодня со всей определенностью не может сказать никто. Как всегда в подобных случаях, большинство здравомыслящих людей, надеясь на лучшее, втайне готовится к худшему.

Плюсы и минусы

В первые 20 лет независимости Кыргызстана выборы депутатов Жогорку Кенеша проводились по мажоритарной системе. В ту пору законом декларировалось положение о равенстве возможностей участия в предвыборной борьбе и агитации всех кандидатов. Хотя лукавство тут было видно изначально, уже в ходе выборов депутатов первого созыва. Скажем, о каком равенстве возможностей для всех кандидатов можно было говорить, если в одном из южных городов директор городской пассажирской автобазы украсил все автобусы городских маршрутов агитматериалами, призывающими голосовать только для него. Разумеется, ни у одного из его конкурентов такого преимущества не было.

И разве можно было сравнивать возможности сельского учителя и директора областного предприятия электрических сетей, который в ходе предвыборной борьбы заменил на подстанции в своем избирательном округе старый и изношенный трансформатор на почти новенький. А поскольку директор ПЭС не был магом и волшебником и лишнего оборудования у него в запасе не было, то он просто-напросто произвел рокировку. Демонтировал новый трансформатор в районе, где он не баллотировался и от жителей которого его кандидатская судьба никоим образом не зависела, и поменял его местами со старым, где за него должны были голосовать. Сделка состоялась. Голоса своих избирателей директор ПЭС получил. Ведь его соперник, рядовой учитель, ничего стоящего предложить избирателям не смог.

И как говорить всерьез о равных возможностях, к примеру, санитарного врача и местного нувориша, который презентовал городскому телевидению весьма приличную сумму, за что благодарные телевизионщики ежедневно в течение 2-3 часов на все лады славили своего благодетеля.

А уж о подарках избирателям в виде дешевой мануфактуры, продовольственных наборов, халявных застолий с обязательными шорпо и пловом на юге или бешбармаком на севере и непременной выпивкой для соответствующего настроения, а то и прямым подношением "барашка в бумажке" и говорить не приходится.

Ну а к несомненным плюсам следует отнести то, что кандидат в депутаты сам представлял и продвигал собственную кандидатуру, самолично встречался с злекторатом, словом или делом, подарками или подношениями завоевывал его симпатии и доверие.

Ну а вмешательство властей предержащих в ход предвыборной кампании, закулисная, а то и откровенная поддержка "своих" кандидатов, недобросовестность и продажность членов избирательных комиссий, особенно в ходе голосования и при подсчете голосов, - это непременный и неизбежный атрибут выборов, независимо от их формы и системы. Тут, как говорится, ничего не попишешь.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/423744Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Милянфан рулит
16.10.2020, 14:03

Помню, помню, как Байболов нас щедро кормил, поил. И уголь раздавал. И масло наливал. Славные времена были. Щас баи жадные стали, хотят, чтобы им народ за спасибо подставлял.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Юрист
16.10.2020, 14:32

Однобокая точка зрения. Главное отличиее- по одномандатным округам была процедура отзыва депутата своими избирателями по утрате доверия. По партийным спискам решение об отзыве депутата принимает партия или лидер партии, а у избирателей его нет.

+10
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Александр
16.10.2020, 14:49

Точно! Милянфан рулит.

Помню Вы правы! И портянку вроде бы и 78 претендентов помню.

И помню почему за Байболова не проголосовал:в автобиографии он указал, что был у истоков создания рынка "дордой", этого мне хватило. Силовик,имеющий огромные деньги, направил свои возможности не на создание и сохранение предприятий, а на сферу дешево купи дорого продай,в общем один из тех из-за кого страна не развивается. Критики не надо, за Атамбаева тоже не голосовал. Там чисто личное, связанное с продуктами.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
16.10.2020, 14:53
Карма: +1582
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 2270
Минусов: 688
Комментариев: 1156

Юрист

Однобокая точка зрения. Главное отличиее- по одномандатным округам была процедура отзыва депутата своими избирателями по утрате доверия. По партийным спискам решение об отзыве депутата принимает партия или лидер партии, а у избирателей его нет.

Полностью согласен,,,когда партии,то лидер или хозяин партии делает что хочет,народ остается не у дел,,,партийность дает большие шансы Опгшникам и базаркомам прийти в депутаты,а лидеру партии продавать мандаты без согласия народа

Партийность- это расслоение общества,отделение богатых от простого народа,,,,, партийность не подходит для нашего менталитета,,,,

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Старый
16.10.2020, 14:54

По сравнению с нынешней системой никаких других минусов нет. Наоборот минусов меньше. Сейчас как будто не покупают избирателей. И как будто сейчас у рядового учителя есть шансы попасть с Парламент.  А плюсы есть и они огромные. Во-первых, люди знали за кого голосовали. А сейчас голосуют за партии, которые неизвестно кого посадят в кресло. Во-вторых, был шанс отозвать нерадивого депутата. Шансы конечно мизерные, но были. Сейчас же отозвать депутата вообще невозможно. Ну и третий самый главный плюс - в Парламенте сидели отдельные личности, а не банды под названием партии. Соответственно каждый депутат голосовал за себя, так как он считает нужным. А сейчас голосуют как скажет партия, то есть банда.

+9
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дума
16.10.2020, 14:58

Юрист

Однобокая точка зрения. Главное отличиее- по одномандатным округам была процедура отзыва депутата своими избирателями по утрате доверия. По партийным спискам решение об отзыве депутата принимает партия или лидер партии, а у избирателей его нет.

Точно. Похоже на заказную статейку

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Соня
16.10.2020, 14:59

Одномандатная система уже отжила себя для нас. Нам нужен парлментаризм, а то президент в одном лице легко может узурпировать власть. Президентская система делает из президента тирана и узурпатора. У нас идет развитие и хаять парламентскую систему еще рано. К нормальной парламентской системе идут годами. А мы хотим тут же менять если какому то хану хочется п другому. Джапаров хочет одномандатную потому что только так он видит справедливость свою, он надеется и знает что его электорат не подведет, а с партией поэтому не хочет. Но он не должен из-за своих амбиций менять систему за которую народ кровь проливал. 

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
16.10.2020, 15:02
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 4
Минусов: 1
Комментариев: 1

Прежде всего люди, наконец должны понять что депутаты парламента это закондательная власть и призваны они прежде всего заниматься разработкой законов, а не ремонтом дорог, вопросами водорода, итп. Это задача исполнительной ветви власти. В развитых странах 20% парламента составляют профессиональные юристы остальные 80% это опытные экономисты, а не как у нас артисты, спортсмены и до.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ислам
16.10.2020, 15:03

Надо кыргызам выбирать депутатов по родам. Только тогда заработает демократия.

-5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нур
16.10.2020, 15:29

Кыргызам какую систему не делай все равно будет кыргызчылык, будут подкупы, пока есть продающие голоса, учитель априори не сможет стать депутатом при партийной и даже при мажоритарной системе, так как на выборы все равно нужны деньги, хоть при какой системе, а вместо этого им надо выживать от зарплаты до зарплаты. Но одно то, что не работающего рыбу-депутата можно будет отозвать делает мажоритарную систему более подходящей для кыргызов. 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
К чёрту выборы по партийным спискам
16.10.2020, 15:32

К чёрту выборы по партийным спискам. Достали уже. Сколько можно объяснять, что выборы по партийным спискам - это УЗАКОНЕННАЯ коррупция и узурпация власти?

При выборах по партийным спискам всё ваше взаимодействие с властью НАЧИНАЕТСЯ и ЗАКАНЧИВАЕТСЯ во время выборов. Вы не выбираете депутатов при этой системе, вы даже не выбираете партию в том смысле, который вкладывают в него некоторые. Вы выбираете НЕЧТО под названием "Х", и всё. А дальше, идите на х...й. Вы не можете повлиять на депутатов, потому их выбираете не ВЫ, а ГЛАВА ПАРТИИ.

При одномандатной системе недостатки очень легко устраняются. Нужно ввести правило, что отозвать депутата можно ТАКИМ ЖЕ количеством голосов, каким он был избран.

Объясню. Допустим за вас проголосовало 50% от пришедших на выборы. Но по факту на выборы пришли, только 10% избирателей, и в итоге вместо, допустим, 10 000 было только 1 000 изибираталей. Из них за вас отдали голос только 500 человек. Значит, чтобы вас лишить мандата, нужно собрать 500 человек, которые проголосуют против вас. Плюс в этом такой, что кандидат будет ЛИЧНО заинтересован в том, чтобы на выборах было как можно больше избирателей. И он будет ЛИЧНО заинтересован, чтобы как можно больше людей были довольны его работой.

И разрешить смену избирательного округа хотя бы раз в три года. То есть никаких Форм №2 и прочего бреда.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Как туз
16.10.2020, 15:43

Нам нужен институт курултайства, совет аксакалов, и суд присяжных!!! Западные лекала нам не подходят!!!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Александр
16.10.2020, 15:46

Немного неправильное понимание. Хотите народовластия? Тогда нужен двухпалатный парламент.

Верхняя - 35 человек, по три человека на комитет, спикер и один для нечетного числа, но только из профессионалов - юристов, экономистов, международников и больше никого, для правильного оформления законов, помогать с разработкой пусть занимается куча бездельников докторов профессоров академиков из множества учреждений которые существуют на народные деньги (институт экономики, языка и так далее). И нижней, образование не важно, выборы персонально по округам, количество хоть 300 - 500 человек.

Без окладов, собирать на 2 сессии в год. Чисто народных представителей, которые дают задание законоразработчикам, а на следующей сессии проверяют выполнение их пожеланий со стороны депутатов верхней палаты и правительства. В общем то, что называется народный курултай. Тогда и президент не нужен, сами будете контролировать соблюдение Конституции и законов.

Будет настоящая парламентская республика и народовластие, если будете выбирать настоящих представителей нижней палаты (не проходимцев, криминал, предателей страны, но тут зависит уже только от вас, нужны совесть и мужество).

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ойно
16.10.2020, 15:48

Пошел ты со своим курултаем в лес.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
16.10.2020, 15:54
Карма: +53
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 67
Минусов: 14
Комментариев: 90

На этом этапе развития нашей республики на первый план выходят экономические вопросы, в основном связанные с обеспечением молодежи работой и жильем. Ежегодно более 100 тыс. молодых людей закончив обучение, выходят на рынок труда в КР, где основная часть не находят работу и едут в Россию на заработки. Рабочие места будут создаваться тогда, когда не будет узурпации власти одним человеком/группой. Революции 2005 и 2010 года были из-за того, что бизнес рейдерили, не давали другим развиваться. Революция 2020 г. результат того, что за 3 года экономика не развивалась (2 года были потрачены на борьбу с прежними), а в конце и вовсю пострадала из-за Ковид19, а при этом кто-то наваривался на таможене. Результаты выборов в парламент вызывало опасения у многих, что будут узурпация власти одной или несколькими группами в ущерб остальным.

В итоге, нам нужна такая система, которая не позволит одной кучке людей рейдерит бизнес или монополизировать определенные сферы бизнеса в стране, где ресурсы ограничены и нет нефтедолларов как в РК или РФ. В Кыргызстане не будет революций, когда будет создаваться равные условия для ведения бизнеса (создание новых рабочих мест), не будет избирательности в борьбе с коррупцией гос.чиновников (таможня для своих), будет 100% защита частной собственности и жизни всех граждан (реальная борьба с ОПГ). Страна у нас небольшая. При наличии воли и сильной команды, можно добиться развития экономики более чем 10% в год.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Лалкл
16.10.2020, 16:11

Мне кажется ЖОПАрову просто нечего предложить народу, поэтому он сунул нам в лицо одномандатную систему.

Следовательно мы опять наступаем на одни и те грабли и набиваем себе те же самые шишки.

ЖОПАров не юрист, не экономист и не профессор.

Кто он? В чем он профессионал?

Ладно, посмотрим долго ли он усидит в кресле.

Шанс ему дали.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Александр
16.10.2020, 16:25

Ойно

Пошел ты со своим курултаем в лес.

"Пошёл ты со своим курултаем в лес" произнёс текебаев, посмотрел вокруг себя и расплакался - его окружала дубовая роща.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Пенсионер
16.10.2020, 16:29

За эти дни я понял что все три раза у нас был обычный захват власти. А захватчиков не интересует мнение населения. Если обе системы работают в развитых странах, то дело в ком?

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ын
16.10.2020, 20:49

Парламент, депутаты, сенаторы вообще устаревший институт государства, существует со времён римской империи, совершенно не эффективен и бесполезен в современном мире.Всегда будут проходить алчные и равнодушные к проблемам народа.Всем давно известно, туда идут за деньгами и властью. Нужно заменить парламент институтом законотворчества,где ни кто ни за кого не будет голосовать, а будет назначать директор института, как в обычной коммерческой фирме, на конкурсной основе, отбор только по компетентности и профпригодности, у сотрудников этого института нет ни каких привелегий и полномочий, все что они делают это занимаются научными исследованиями законов, социальных явлений, моделированием, разработками и эксперементами, представляют научное обоснование необходимости закона и предлогают общественности принять, законы. Законы делятся на важные и менее важные, которые может принимать президент и правительство, важные законы одобряются, только общенациональным голосованием через защищённый от взлома интернет(дёшево и быстро). Институт законотворчества состоит из разных отделов, узкоспециализированных в своей сфере и соответственно там работают свои специалисты экономисты, инженеры, химики, геологи, медики, физики и т.д. Таким образом исчезнут все эти проблемы с некомпетентными, алчными депутатами, лоббированием, коррупцией и прочей дрянью. И ещё Кыргызстан прославится как новатор в технологии государственного управления.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Болоь
16.10.2020, 22:00

Мика Мамаев

Юрист

Однобокая точка зрения. Главное отличиее- по одномандатным округам была процедура отзыва депутата своими избирателями по утрате доверия. По партийным спискам решение об отзыве депутата принимает партия или лидер партии, а у избирателей его нет.

Полностью согласен,,,когда партии,то лидер или хозяин партии делает что хочет,народ остается не у дел,,,партийность дает большие шансы Опгшникам и базаркомам прийти в депутаты,а лидеру партии продавать мандаты без согласия народа

Партийность- это расслоение общества,отделение богатых от простого народа,,,,, партийность не подходит для нашего менталитета,,,,

Ну а когда у нас был случай, чтоб отозвали депутата? В 90-х и 00-х не было такого ни разу.

Партийная система у нас так работает из-за необразованности и равнодушия электората. Народ такой. А ещё из-за высокого барьера.

Порог прохождения надо до 1% снизить, чтобы была политическая конкуренция. Ведь в 2010 было много партий, а прошли только 5 из-за 5% барьера. В 2015 вообще до 7% увеличили, и в этих 7% было. До 1% надо снизить.

А то, что вы предлагаете отзывать, так и этой нормой могут потом воспользоваться хитро. Выдвинуть кандидатом учителя, а потом отозвать толпой и поставить базаркома. Отзыв - далеко не гарантия. Отзыв связан с процедурами и подписями, а где бюрократия - там в выигрыше власть имеющий.

Если говорить о персональных выборах, то есть преференциальная система, когда можно отдать голос за конкретного человека из партии. Но для этого надо серьезно подключить юристов и международных экспертов. Там много своих нюансов.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Посмотрим
18.10.2020, 05:47

Партийная система нам не подходит , у нас партийная безответственность, кандидаты покупают места в партии , а хозяева партий продают места , настоящая коррупция ,лучше одномандатные выборы

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД