Deutsche Welle: Экс-президентов Кыргызстана хотят лишить статуса. Кому это выгодно?

Deutsche Welle: Экс-президентов Кыргызстана хотят лишить статуса. Кому это выгодно?

6395  33

Русскоязычное издание Deutsche Welle опубликовало материал, посвященный возможному лишению Розы Отунбаевой и Сооронбая Жээнбекова статуса экс-президента. По мнению региональных экспертов, статус с большей вероятностью будет снят, когда у нынешней власти не останется оправданий и нужно будет найти "виновников".

В Кыргызстане идет сбор подписей за лишение Розы Отунбаевой и Сооронбая Жээнбекова статуса экс-президента. Обоих, как пишут кыргызские СМИ, обвиняют в том, что во время их правления республика "понесла недопустимые потери". С инициативой выступил местный блогер. Но действительно ли она сугубо частная или за ней кроется интерес новых руководителей страны? Ведь среди всех экс-президентов Кыргызстана лишь Отунбаева и Жээнбеков сохранили этот статус, который дает немалые льготы и предоставляет иммунитет от уголовных преследований. И первый лидер республики после объявления ее независимости Аскар Акаев, и свергнувший его Курманбек Бакиев, и Алмазбек Атамбаев - один из лидеров революции 2010 года, свергнувшей Бакиева, были лишены статуса экс-президента их преемниками.

Во всех странах мира президенты обладают иммунитетом, но могут его лишиться, говорит эксперт Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) Беате Эшмент (Beate Eschment). "Особенность Кыргызстана в том, что там лишение экс-президентов их статуса и, соответственно, иммунитета - это ситуация штатная", - отмечает она.

Любопытно, что Сооронбаю Жээнбекову статус экс-президента был присвоен приказом нынешнего главы государства Садыра Жапарова. В ноябре 2020 года Жапаров объяснил свое решение так: "Были мнения не давать Жээнбекову статус экс-президента, но я взял весь удар на себя. Статус дан ему с благими намерениями, чтобы в будущем у нас были экс-президенты с положенными льготами и гарантиями".

Сигнал Сооронбаю Жээнбекову

Беате Эшмент, впрочем, скептически относится к этому высказыванию. "Не думаю, что Садыр Жапаров действительно собирался избавить Жээнбекова от преследования. Сам Жээнбеков тоже утверждал, что не будет преследовать своего предшественника Атамбаева, но было ясно, что этого следовало ждать. Вряд ли Жээнбеков в течение последних недель совершил нечто, что могло рассердить Жапарова. Меня скорее удивило то, что Жээнбеков так долго оставался в стране", - говорит немецкий эксперт.

Эксперт ZOiS обращает внимание еще на один факт: о возможности лишения Жээнбекова важного статуса стали активно говорить, когда пока еще "экс" покинул Кыргызстан и отправился в хадж. В социальных сетях муссируется версия, что обсуждение этой перспективы может быть намеком Жээнбекову из Бишкека: в республику ему лучше не возвращаться.

Политолог из Центра исследований кризисных ситуаций (CSRC) Наталья Харитонова считает, что эта версия как минимум заслуживает внимания. "Ни один из прежних президентов, успевших укорениться во власти в Кыргызстане (Отунбаева - исключение, за ней не стояла сильная семейная и территориальная группа), не остался в статусе экс-президента. Против каждого были возбуждены уголовные дела, - говорит эксперт. - Членов их команд посадили или выдавили из страны. Вполне логично, что и Жээнбекову дают понять, что лучше ему остаться в Мекке или в другом хорошем месте, чем разделить судьбу Атамбаева".

Наталья Харитонова считает, что новые власти в Бишкеке решили радикально перекроить весь политический ландшафт страны: заменить парламентскую республику президентской, существенно расширив при этом полномочия Садыра Жапарова, провести "чистку кадров", а на освободившиеся места в различных структурах власти назначить ставленников нового главы Госкомитета национальной безопасности Камчыбека Ташиева. Эксперт также допускает, что руководство республики может под видом борьбы с коррупцией возбудить уголовные дела, "которые связывают по рукам и ногам влиятельные институты, а не только частных лиц и отдельных чиновников". "И "зачистить" людей Жээнбекова, в том числе его самого, - это понятная тактика", - рассуждает Харитонова.

Кому и чем опасна экс-президент Роза Отунбаева?

Что же касается возможности лишить статуса экс-президента Розу Отунбаеву, то за этой идеей кроется долгосрочная стратегия, уверена политолог CSRC. Команда нового президента, считает Харитонова, планирует закрепиться в стране надолго. Но, в отличие от того же Ташиева, у Садыра Жапарова нет ни авторитета, ни высокого морального статуса среди жителей страны. Нет у него и веса за рубежом, особенно на Западе, как, впрочем, и среди представителей политических и бизнес-элит в Кыргызстане, ориентирующихся на внешние контакты.

"Таким авторитетом, при всех издержках, обладает Отунбаева, - объясняет политолог. - И за разговорами о лишении ее статуса экс-президента может крыться желание Жапарова вбить клин между народом и "отунбаевским кругом" кыргызской элиты, противопоставить ему представителей своей "народной власти" и, возможно, в перспективе выдавить Отунбаеву из страны или осудить ее".

С тем, что политик, обладающий в стране высоким моральным авторитетом, представляет собой немалую опасность для Садыра Жапарова, согласна и Беате Эшмент из центра ZOiS. Но она сомневается в том, что Отунбаева является такой фигурой: "Ее всегда больше ценили на Западе, чем в Кыргызстане. Она в предыдущие годы ставила себя "над схваткой" и видит себя в роли "влиятельной статс-дамы". Возможно, в этом ее просчет".

По примеру президентов Таджикистана и Туркменистана

Однако, говорит далее Эшмент, команда Садыра Жапарова не сможет обеспечить жителям страны преобразований, на которые те надеются, - роста благополучия, улучшения инфраструктуры, больших шансов на образование - и тем самым повысить свой авторитет. "На все это нет денег. А значит, чтобы остаться у власти надолго, Жапаров, по примеру Эмомали Рахмона или Гурбангулы Бердымухамедова, должен задавить оппозицию, которая довольно велика. И судя по новостям, он закручивает гайки еще сильнее, чем его предшественники", - отмечает политолог ZOiS.

При этом, по мнению Беате Эшмент, властям важно найти "виновников ненародной политики", которая завела страну в тупик. И речь идет не только о Розе Отунбаевой. "В начале октября 2020 года, когда происходила смена власти, в стране было немало голосов, требовавших ухода всех представителей элит, - объясняет немецкий эксперт. - И Садыр Жапаров эти популистские настроения против тех, кто когда-либо был у власти, очень хорошо использовал, представив себя человеком, который выйдет из тюрьмы и, как представитель народа, воплотит их требования в жизнь".

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/431929Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Ответ
14.02.2021, 12:35

Кому это надо задается вопросом, это надо в первую очередь населению страны, шариман своим бездарным правлением успел ничегошеньки не сделать, своим бездействием привёл к смерти людей в июльском коллапсе, дал команду стрелять в безоружных людей в октябре, это как следствие грязных выборов и укрывал коррупционера раима миллиарда, содействовал его преступным деяниям, за много чего лишить приставки экса с его благами за счёт налогоплательщиков, которых посадил в лужу.

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ислам
14.02.2021, 12:41

Немцы издалека много-го не видят. А дома Отунбаевой в Лондоне они видят?

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ислам
14.02.2021, 12:49

Чтобы задавить оппозицию, Садырке и Ташаку нужно будет обезвредить все городское население Бишкека.

Им нужно будет реализовать  Камбоджийский сценарий Пол-Пота. 

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
yfhjl
14.02.2021, 12:56

садыра жапарова  охарактеризовали как не имеющего авторитета в стране. с чего бы ему взяться ? правильная статья. снять экс президентство с соке. ни один президент не достоин. 

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бек
14.02.2021, 13:13

А может это заказ Бакиева, убрать тех кто был среди тех кто участвовал в его изгнании.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Arman1
14.02.2021, 13:25

Факт, что сооронбай предал А.Атамбаева и, пользуясь должностью, лишил его статуса и загнал за решетку, а РИО - получается так, в каждом перевороте преследовала свои интересы, но она хоть отстаивала демократию и опытна, но предала эти принципы пойдя на смиренный союз с соорнбаевыми.Вот и все пазлы сошлись. Безусловно, ради об'ективности и торжества справедливости, надо их обоих лищить статуса и и вообще убрать как норму.Меньше станет желающих стать президентом.

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Иуда
14.02.2021, 13:42

Простому народу выгодно. Если европейцам это не нравится, то пусть европейцы платят по сто тысяч пенсии им.

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ццц
14.02.2021, 13:56

Жээнбекова лишить статуса недостоин,

Отунбаеву оставить ,сократить пенсию до 15-20 тыщ. Лишить привелегии

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дааа
14.02.2021, 13:57

Согласен с автором статьи! Время идёт быстро, скоро надо будет показать хоть какие-то результаты улучшения жизни простого народа, фанатов.... и тогда-? Какой-то сморчок - зовут НИКТО не мог так просто начать сбор подписей... Ведь если надо что-то закрыть, то кгб заставит и в камеру извиниться... как это делали врачи в « чёрный» июль 2020.

И как хитро придумали обьединить двух, совершенно разных человека, по своим моральным ценностям в один список- умные и коварные советчики сидят за рубежом.

Соке надо лишить всего, он предал народ за свои блага, трус!!!

Отунбаева, в отличие от всех мужиков, спасла страну, при ней начались все прогрессивные идеи, при ней была свобода слова на деле. И сейчас она работает через свой фонд на благо образования и культуры.

Страна и власть заигралась

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Двое из ларца
14.02.2021, 14:00

Отунбаева не имеет никакого веса,авторитета также нету никакого.Иногда вылезает из своей норы,выступает где то,только это защита себя ,а не интересов страны.Соке просто подлый трус,больше о нем сказать нечего.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Амантур
14.02.2021, 14:18

"Ни один из прежних президентов, успевших укорениться во власти в Кыргызстане (Отунбаева - исключение, за ней не стояла сильная семейная и территориальная группа)не остался в статусе экс-президента", пишет Беата и не соображает совсем. Отунбаева была президентом временно, всего то 1 год и 5 месяцев. И за 1 год и 5 мес. слямзила денег почти столько же, что и шариман. Ее родственники все при шоколаде, открывают бизнесы везде где хотят и умудряются еще и оскандалиться, ругаться с другими и доставлять всем неудобства, продолжают зарабатывать на народе. Людей волнуют не сколько ее статус, а то что она не длжна жить в резиденции и получать 100 тысяч ежемесячно, пусть откзаывается,освобождает резиденцию и занимается благотворительность, если такая добрая.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Аман
14.02.2021, 14:32

Низкие намерения низких людей. Кыргызское стандартное кøралбастык. Отработали люди. Оставьте их в покое. Какими бы они ни были - они руководили народом. А народ всегда получает такого правителя, которого заслужил.

-2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
212
14.02.2021, 15:31

Отунбаева не имела статус президента, но присвоила его себе

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Халявщики
14.02.2021, 16:29

От этих двоих пользы,как от козла молока.Одна тихоня выползает изредка,покритикует немножко и обратно в нору.Народ кормит ее ,жизнь удалась,живет припеваючи.Соке принес с собой только беды,мститель хренов,три года этим и занимался.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
АЭС
14.02.2021, 16:32

Аман

Низкие намерения низких людей. Кыргызское стандартное кøралбастык. Отработали люди. Оставьте их в покое. Какими бы они ни были - они руководили народом. А народ всегда получает такого правителя, которого заслужил.

Народу, зависимому, воспитанникам Усубалиева, навязывают таких правителей как Акаев и Атамбаев. А Шаримана поставил Атамбаев. Такие марионетки не должны пользоваться почетом.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Аке
14.02.2021, 16:35

Отунбаева враг народа, она всегда работала против всех президентов, вставляя палки в колеса. Отунбаеву надо лишать статуса, как иностранного агента.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Жыргал
14.02.2021, 16:49

Надо лишать

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Гор
14.02.2021, 16:51

Жээнбекова в одну камеру с Аша , он это заслужил. Роза пусть будет экс, пусть будет примером , что можно покинуть президентское кресло и не оказаться в тюрьме или бегах. Садыру нужно не гайки закручивать и преследовать оппозиционеров и сми , а работать над улучшением жизни граждан.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Фильки
14.02.2021, 17:00

Розу выбрали алкаши и чимкирики, выборов не было, в каком месте она экс?. При ней был конфликт в Оше, который с легкой руки временщиков до сих пор не расследован до конца. При ней были скандалы со разграбления АУБ и ячеек, при призиденстве ее дочка покупает хату в Лондоне за миллионы, сын ее тоже киданул банки на миллионы. Я бы вообще их всех судил еще за все преступления! Привыкли к безнаказанности и чуть начинает пахнуть жаренным сразу становиться якобы оппозицией, смертельно больными, с кучей малолетних иждивенцев! 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
За
14.02.2021, 17:54

Я тоже за лишить статуса экс президента провести расследование в отношении жеенбекова прсадить за покрывательство коррупции. Отунбаевой сократить пенсию до 5 тыс пусть как и другие получает.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Үмөт
14.02.2021, 17:57

Ислам

Чтобы задавить оппозицию, Садырке и Ташаку нужно будет обезвредить все городское население Бишкека.

Им нужно будет реализовать  Камбоджийский сценарий Пол-Пота. 

Ислам

Чтобы задавить оппозицию, Садырке и Ташаку нужно будет обезвредить все городское население Бишкека.

Им нужно будет реализовать  Камбоджийский сценарий Пол-Пота. 

Ислам

Чтобы задавить оппозицию, Садырке и Ташаку нужно будет обезвредить все городское население Бишкека.

Им нужно будет реализовать  Камбоджийский сценарий Пол-Пота.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Розочка
14.02.2021, 18:29

Это розу то уважают? За что эту старую маразматичку уважать и какой она авторитет имеет зарубежном, кроме тех вложений, которые она украла будучи временным президентом. И за что она получает пенсия в 80000с, когда молодежь слоняется без работы, а пенсионеры с голоду помирают. Эту старуху лишить всех привилегий, не заслужила

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Спартак
14.02.2021, 18:31

Обоих лишить и жоско наказать

+3
Цитировать
Жалоба модератору
Аватар юзера
14.02.2021, 18:33
Карма: -20
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 2149
Минусов: 2169
Комментариев: 1559

Атамбаева поклонники ктож ещёсмайл

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Биткоин
14.02.2021, 18:53

Возле мечетей с маленькими детьми целые семьи попрошайничают, возле ошского рынке есть такой уличный базар и этот базар работает лишь в субботу и в воскресенье вот это реальное положение определённой части населения, они там продают все старое, далее квадрать чуй-бейшеналиева- жибек жолу-павлова очень много молодых бомжей и бомжих кыргызской национальности, также там очень работница сексуальных услуг особенность этих секработниц в том что люди туда идут от безысходности многие недавно только приехали из сел, необрозованные, не дорогие, не знают должным образом сексуальную гигиену, (элитные сексработницы и сексработницы возле ошского рынка это небо и земля, так как элитные хоть на ноги встают а возле ошского рынка деградирует и умирают), грязь на центральных улицах, разбитые тротуары, дороги, издевательская официальная зарплата как у гос так и у частных работодателей, продажные, некомпетентные, не достойные милиционеры, прокуроры судьи и такой список можно продолжать долго и долго.

А почему так?

А почему эти эксы не исправили, не развили, не устранили, не повысили, одним словом какая была заслуга той же не достойной самозванки отунбаевой и 3% жээнбекова?

Абсолютно никакой.

Быть формальным президентом и болтат налево направо, по тв резат ленты частных компаний, благотворительных организаций может любой дурак или же как говорил отец пролетариата ленин даже и кухарка может.

Поэтому очень правильно поднимают этот вопрос, вообще лишить и отунбаеву и жээнбекова, выгнать из госрезиденции и сделать так что бы эта самозванка отунбаева вернула все выплаты начиная с 2011 года.

В дальнейшем вообще убрать статус экс и всякие выплаты доя президента

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Уроду исламу
14.02.2021, 19:02

Опять этот шизик здесь нагадил, впрочем как всегда в своем репертуаре. Дорогой кактус, делайте элементарную выборку, поскольку на ваших просторах вольготно себя чувствуют всяческие шизики и провокаторы

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
ВМН
14.02.2021, 19:27

и суку воровитую и никчемную падаль отунбаеху на КОЛ! и этого тупого быдлянщика, паразита никчемного, мстителя кринжового, этого саурончика на КОЛ!! Какое там лишить статуса эксов!! это ни о чем! Лишить статуса а потом на ПОЛНУЮ КОНФИСКАЦИЮ ИМУЩЕСТВА!! А ПОСЛЕ НА КОЛ ИХ ОДЕТЬ ОБОИХ НА ПЛОЩАДИ АЛА-ТОО!!! Они это в Реале Заслужили мерзоты!!!

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
лира
14.02.2021, 19:50

Ну хоть один раз дайте ссылку на фотографии этого дома. Что он, похож на дворец Путина? Или Атамбаева?

Ваш Райым имеет дворцы, ваш мулла обворовывает мечеть. А вы ходите плакать и причитать в прокуратуру. Тролли ненасытные.

Ислам

Немцы издалека много-го не видят. А дома Отунбаевой в Лондоне они видят?

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Рамис
15.02.2021, 00:19

лира

Ну хоть один раз дайте ссылку на фотографии этого дома. Что он, похож на дворец Путина? Или Атамбаева?

Ваш Райым имеет дворцы, ваш мулла обворовывает мечеть. А вы ходите плакать и причитать в прокуратуру. Тролли ненасытные.

Ислам

Немцы издалека много-го не видят. А дома Отунбаевой в Лондоне они видят?

Женщина, хорош простых людей называть троллями. Всех, всех и аша и райма и вашу розу с шариманом  предлагаем убрать с нашей дороги и посадить.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
15.02.2021, 00:32
Карма: +38
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 71
Минусов: 33
Комментариев: 53

Соке заслужил сидеть на нарах!!! А вот Розе О можно экса оставить или сократить выплаты

-2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Есть резон
15.02.2021, 05:20

Зачем вообще давать статус и привилегии?Пусть становятся обычными гражданами.Наоборот, это заставит их думать о своем  будущем, будут понимать что после власти их могут засудить.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Глок
15.02.2021, 08:01

Пусть живут как обычые люди (если эта фраза уместна к ним вообще) без госдач и огромных пенсии

Чем они особы ?

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Астагфирула
15.02.2021, 11:21

Ислам

Немцы издалека много-го не видят. А дома Отунбаевой в Лондоне они видят?

не позорь от имени религии пиши от своей имени фейковый троль

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД