ИМП о новом законе о СМИ: Целью является ликвидация неугодных для властей сайтов
"Институт Медиа Полиси" обратился к администрации президента с призывом отозвать новый законопроект "О СМИ" и заняться подлинными и первоочередными вопросами обеспечения благополучия населения и национальной безопасности.
28 сентября служба информационной политики администрации президента вынесла на общественное обсуждение проект закона "О средствах массовой информации" (далее законопроект о СМИ). Администрация президента объясняет инициирование данного законопроекта "моральным устареванием действующего Закона КР "О средствах массовой информации" от 2 июля 1992 года, правовой ресурс которого, по мнению администрации президента, "исчерпан, не соответствует реалиям современного общества, и поэтому необходимость принятия нового закона становится очевидна".
Мы считаем, что обозначаемая в справке-обосновании администрацией президента цель соответствует действительности лишь в части того, что действующий закон был принят в 1992 году. Однако другие элементы этого обоснования вместо апелляции к рациональным доказательствам представляют собой явное преувеличение и даже жонглирование фактами, маскирующими истинную цель законопроекта, которая заключается в ограничении доступа граждан к разнообразным источникам информации на общественно значимые темы.
1. Безусловно, учитывая, что в настоящее время свобода СМИ регулируется законом от 1992 года, в который в течение этого времени вносились лишь некоторые непринципиальные изменения, его реализация имеет определенные недостатки. Вместе с тем их потенциал не носит приоритетный характер не только для принятия нового закона, но даже для внесения изменений в действующий закон, о чем свидетельствуют итоги инвентаризации законодательства о СМИ, которая была проведена рабочей группой в соответствии с указом президента от 8 февраля 2021 года и разработанной Министерством юстиции методологией. Тогда после настоятельных требований медиасообщества Министерство юстиции, согласившись с позицией о нецелесообразности внесения изменений, указало, что в законы "О СМИ", "О защите профессиональной деятельности журналиста", "О телевидении и радиовещании", "Об ОТРК" будут внесены изменения только касающиеся наименования исполнительной ветви власти.
2. Кыргызский сегмент Интернета начал активно развиваться в период с 2005 по 2010 год. Это связано в том числе и с рядом электоральных циклов, когда новые СМИ в лице веб-сайтов начали оказывать существенное влияние на общественно-политическую жизнь в стране. Несмотря на то что действовал закон от 1992 года, высокопоставленные политики с тех самых пор, включая и меняющихся президентов, в рамках действующего гражданского законодательства (хотя и в основном с нарушением процессуальных норм) требовали с веб-сайтов многомиллионных компенсаций по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Также правоохранительные органы в рамках уголовного судопроизводства возбуждали уголовные дела в отношении редакций веб-сайтов (хотя это происходит в основном с нарушением процессуальных норм). Таким образом, закон о СМИ от 1992 года (действующая редакция) в случае нарушения законодательства со стороны представителей веб-сайтов никаким образом не препятствует к привлечению их к законной гражданской, административной или уголовной ответственности. Соответственно, нельзя согласиться с утверждением инициаторов, что действующее регулирование деятельности СМИ устарело и не отвечает реалиям.
3. Ряд норм предлагаемого законопроекта в очередной раз обозначает распространенную для нормотворческой практики Кыргызстана проблему калькирования российских законов. Порочность такой политики состоит не только в том, что заимствование из чужого права само по себе не является корректным способом осуществления законотворческой деятельности. Существенный недостаток такого подхода состоит в том, что воспроизведение законодательного массива не подразумевает адаптации правовых норм к требованиям правовой системы Кыргызстана, что ведет к возникновению пробелов, противоречий и некорректного толкования.
4. Очевидно, что одной из целей законопроекта является ликвидация неугодных действующей власти веб-сайтов, поскольку проектом закона предлагается провести перерегистрацию СМИ, в том числе сетевых изданий до 1 июня 2023 года в соответствии с требованиями новой редакции закона о СМИ. "СМИ, не прошедшие перерегистрацию, будут считаться ликвидированными", - указано в тексте законопроекта. При этом основания для отказа в регистрации СМИ и последующее признание Минюстом свидетельства о регистрации СМИ недействительным, предусмотренные проектом закона, допускают неоднозначное и широкое толкование, что в правоприменительной практике может допускать злоупотребление со стороны регистрирующего органа.
Например, одним из оснований отказа в регистрации является "если наименование (название), примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации". Каким образом регистрирующий орган по наименованию или тематике будет определять, имеются ли признаки злоупотребления свободой массовой информации, или что подразумевает инициатор под понятием специализация СМИ, неизвестно. Данная размытая формулировка в вопросе регулирования процедуры регистрации предусматривает безраздельное и произвольное усмотрение со стороны регистрирующего органа в вопросе создания или перерегистрации СМИ, а значит потенциал к злоупотреблению со стороны государства. Очевидно, что область применения законопроекта, где без какого-либо прикрытия или стеснения обозначаются суперрегуляторы СМИ в виде Минюста и Генпрокуратуры, будет избирательно направлена для незаконного ограничения прав представителей именно тех веб-сайтов, которые проводят и публикуют журналистские расследования о коррупции во власти.
В этой связи мы считаем, что предлагаемый законопроект – не что иное, как принуждение общества к потреблению товара, в котором общество не нуждается. Роль независимых СМИ, свободных журналистов заключается в том, чтобы быть тревожной кнопкой, пожарной сигнализацией, предупреждая общество на ранней стадии о системных ошибках или надвигающихся кризисах в управлении. Освещение журналистами проблем позволяет уполномоченной обществом власти предотвратить или смягчить негативные от ошибочных решений последствия. Однако нередко журналистские расследования угрожают определенным корыстным интересам во власти. Для того чтобы заглушить эти голоса, и предлагается данный законопроект.
На основании вышеизложенного "Институт Медиа Полиси" в соответствии с положениями Закона КР "О нормативно-правовых актах" призывает администрацию президента отозвать данный законопроект и заняться подлинными и первоочередными вопросами обеспечения благополучия населения и национальной безопасности.