Митинги, шантажи и аресты. Какие инструменты давления на СМИ применяют власти Кыргызстана
В Кыргызстане последние события вокруг независимых изданий отчетливо демонстрируют, что давление на медиа только усиливается, а против журналистов применяют все новые инструменты. Kaktus.media приводит несколько случаев за этот год, подтверждающих эту тенденцию.
Митинги против независимых изданий
Один из новых методов давления на СМИ - это митинги. В январе этого года группа людей под предлогом возмущения качеством освещения конфликта на границе вышла на митинг к редакциям Kaktus.media и Kloop.
Они требовали власти закрыть эти издания, а также принять закон об иностранных агентах. В эти же дни аккаунты Kaktus.media и личные страницы журналистов пытались взломать, в соцсетях проходила травля. В октябре аналогичный митинг с теми же требованиями прошел у редакции "Азаттыка", причем участники открыто угрожали сжечь офис.
Также используются и старые методы, например, обращения от имени "известных деятелей культуры". В этот раз было составлено официальное письмо на имя президента, которое, как сообщается, подписали "ряд известных деятелей политики, культуры, науки, СМИ и спорта Кыргызстана, а также общественные и гражданские активисты страны". Однако среди подписантов немало неизвестных имен. А, например, народная артистка КР Самара Токтакунова, которая также числится среди подписантов, опровергла то, что подписывалась под каким-либо обращением.
Собирают подписи и среди депутатов. По словам Дастана Бекешев, делает это депутат Надира Нарматова, однако сама она это опровергает.
Уголовное преследование Kaktus.media
В январе этого года во время конфликта на границе издание опубликовало перепечатку СМИ Таджикистана. В этом углядели попытку пропаганды войны, и прокуратура Первомайского района возбудила на издание уголовное дело по ст. 407 "Пропаганда войны, то есть распространение в любой форме взглядов, идей или призывов с целью вызвать агрессию одной страны против другой или развязывания военного конфликта" УК КР. Сотрудников редакции вызывали на допросы. Медиаэксперты отметили, что в этом случае включился весь аппарат госпринуждения, который пытается закрутить гайки для отравления жизни вокруг независимого медиа, ведь до этого были опробованы другие методы давления. В мае стало известно, что дело прекратили за отсутствием состава преступления.
Арест главы Next TV
Next TV является одним из независимых телеканалов, открыто критикующим действия властей. Коллектив телеканала весь последний год провел в судебных тяжбах.
В марте в соцсетях Next TV со ссылкой на бывшего руководителя спецслужбы Казахстана была опубликована недостоверная информация о якобы достигнутой договоренности об оказании Кыргызстаном военной помощи России в ходе "спецоперации" на территории Украины. Для ГКНБ этого было достаточно для ареста руководителя телеканала Таалайбека Дуйшембиева.
Его обвинили по статье "Возбуждение межнациональной вражды (розни)". Несмотря на многочисленные ходатайства, главу телеканала держали под стражей более полугода, но известны случаи, когда обвиняемых в совершении более тяжких преступлений суд отпускал под домашний арест. Суд приговорил Таалайбека Дуйшембиева к пяти годам лишения свободы, но ему применят пробационный надзор на три года, меру пресечения с заключения изменили на подписку о невыезде.
Дело Болота Темирова
Дело Болота Темирова, пожалуй, ярко иллюстрирует, что в ход против независимых медиа идут все методы, самые грязные в том числе.
В 2020 году неизвестные избили Болота Темирова, в соцсетях периодически проходила травля, Темиров и его коллеги обнаруживали прослушку в своем офисе. Но это не все. Молодая сотрудница Темирова рассказала Kloop, что стала жертвой секс-шантажа со стороны спецслужб.
На основателя Temirov Live было возбуждено несколько уголовных дел по подозрению в незаконном хранении наркотиков, подделке документов, незаконном пересечении границы Кыргызстана. Арест и задержание Темирова больше напоминали сцену задержания опасного террориста, нежели журналиста.
Сам журналист связывает уголовное преследование со своей профессией, ведь давление усилилось и обвинение было предъявлено после того, как Temirov Live опубликовал расследование о топливном бизнесе семьи Ташиева.
28 сентября суд оправдал Болота Темирова по двум статьям, но признал виновным в подделке документов, однако в связи с истечением срока давности наказания не последовало. И хоть суд не лишил журналиста свободы, сам факт уголовного преследования с вопиющими нарушениями говорит о том, что госмашина работает против свободы слова.
Закон Гульшат Асылбаевой
Гульшат Асылбаева в 2020 году пыталась протащить закон о манипуляции информацией. В нем есть нормы, которые угрожают свободе слова, и под давлением общественности Сооронбаю Жээнбекову пришлось отклонить его. Но в прошлом году Асылбаева вернула доработанный вариант под другим названием - "О защите от ложной информации", хотя суть его осталась прежней. Сначала депутаты не поддержали инициативу, но после "чаепития" у Садыра Жапарова они резко изменили мнение и, несмотря на нарушение регламента, поддержали его.
Первыми закон применили на изданиях "24.kg" и "Республика". Материалы изданий были подготовлены в соответствии с журналистскими стандартами, но это не помешало Минкультуры частично заблокировать сайт по жалобе заявителя, не разобравшись в ситуации. Хотя власти обещали, что этот закон против СМИ работать не будет.
Новый закон о СМИ от администрации президента
Администрация президента в настоящее время продвигает новую редакцию закона о СМИ. Медиаэксперты отмечают, что в документе есть серьезные риски неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу выражения мнения. Отдельные положения законопроекта ставят под угрозу деятельность независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ.