БАЛАНСируя на грани. Нацбанк vs мобильные операторы

2149  16

тема: НБ КР против мобильных кошельков

С момента вынесения Национальным банком Кыргызстана на общественное обсуждение проекта изменений и дополнений в постановление "Об утверждении положения об электронных деньгах", которое предусматривает полный запрет пополнения электронных кошельков с баланса мобильного телефона, прошло 18 дней. Однако до сих пор остается неясным, удастся ли главному финансовому регулятору найти общий язык с мобильными операторами по поводу перевода средств с баланса телефона на электронный кошелек или нет.

Общественное обсуждение вышеназванных изменений и дополнений завершится 12 февраля. Тогда Нацбанк вынесет окончательное решение - смогут ли мобильные операторы претендовать на работу с электронными кошельками или нет.

В ожидании вердикта главного финрегулятора редакция Kaktus.media собрала ключевые доводы Национального банка (далее - НБ КР) в пользу запрета использовать баланс телефона в качестве ресурса для пополнения мобильного кошелька. Также мы попросили ответить на доводы Нацбанка исполнительного директора Ассоциации операторов связи Кыргызстана Айбека Куренкеева (далее - АОСК).

Угроза #1. Аккумулирование денежных средств на балансе телефона

НБ КР: Денежные средства поступают на лицевой счет абонента оператора мобильной связи. И только в случае осуществления платежа авансовый платеж, ранее внесенный абонентом с лицевого счета, переводится на электронный кошелек и далее направляется на оплату товаров и услуг поставщика. Таким образом, в данной схеме электронный кошелек является транзитным инструментом проведения платежа. Поэтому возникает риск того, что на лицевых счетах будут аккумулироваться денежные средства, предназначенные для осуществления платежей.

АОСК: Нужно понимать, что баланс телефона - это одна сущность, а баланс электронного кошелька - другая. На сегодняшний день кыргызстанцам не запрещено загрузить деньги на баланс телефона. Например, пользователь закидывает 1 тыс. сомов. При этом он 800 сомов переводит на мобильный кошелек, а 200 оставляет на балансе - для оплаты за связь. Однако НБ КР хочет запретить именно перевод денег с баланса телефона на мобильный кошелек. Мобильные операторы видят в этом ограничение прав и свобод граждан на распоряжение своим имуществом.

Угроза #2. Защита прав потребителей

НБ КР: Ни для кого не секрет, что у операторов мобильной связи имеется большое разнообразие различных тарифных пакетов, платных и бесплатных услуг и сервисов. И поэтому, на сегодняшний день, немногие абоненты сотовой связи могут перечислить пакет платных и бесплатных услуг, получаемых в рамках своего тарифного плана. Таким образом, денежные средства, аккумулированные на лицевом счете абонента, подвержены различного рода несанкционированным списаниям и уровень гарантированности платежей низок.

АОСК: Приобретая сим-карту, мобильные операторы заключают договор с абонентом на предоставление услуг, а согласно статьи 24 Закона "О защите прав потребителей", мобильные операторы обязуются вернуть деньги за определенный платеж или оказание услуги по требованию пользователя.

С точки зрения пользователя не совсем удобно держать деньги на балансе телефона. Наиболее логичный шаг - сразу после пополнения баланса телефона перевести основную часть средств на мобильный кошелек и по мере необходимости оплачивать оттуда платить за связь и другие услуги. Сохранность денег на балансе мобильного кошелька обеспечивает банк. Деньги, переведенные с баланса на мобильный кошелек, депонируются, имеют трехкратную защиту. Деньги на электронном кошельке находятся у банка, который поднадзорен главному финансовому регулятору.

Получается, в Кыргызстане создается некая финансовая экосистема, где источником пополнения денег, инфраструктурой выступают мобильные операторы, с другой стороны работают банковские процессы, законодательство, нормативная база. В результате появляется очень удобный продукт в первую очередь для пользователя. Мы видим в этом только плюсы. Мы надеемся, что электронные кошельки с возможностью пополнения с баланса телефона станет стимулом для развития в Кыргызстане электронной коммерции, увеличится безналичный оборот, сократится уровень теневой экономики.

Угроза #3. Отмывание преступных доходов

НБ КР: В части предупреждения мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (ПОД/ФТЭ), проведение идентификации пользователя электронного кошелька является основной из задач. На сегодняшний день, учитывая доступность сим-карт и их свободную продажу через агентов, а также легкость подключения электронного кошелька, а также быстрое пополнение баланса электронного кошелька повышают риски, связанные с мерами ПОД/ФТЭ.

АОСК: С точки зрения экстремиста закинуть деньги с баланса телефона на мобильный кошелек - достаточно глупый шаг. Во-первых, сим-карту необходимо зарегистрировать либо сразу при покупке, либо спустя 2-3 недели после. Во-вторых, как только некий пользователь перевел деньги с баланса телефона на мобильный кошелек, они проходят все процедуры, которые осуществляются под надзором банка и главного финрегулятора. В-третьих, потратить деньги с мобильного кошелька можно на коммунальные или другие услуги подобного рода. Зачем это может понадобиться экстремисту - не совсем ясно. Если он захочет обналичить деньги с мобильного кошелька, ему придется прийти с паспортом в банк и пройти все банковские процедуры. В-чертвертых, мобильные операторы имеют доступ к данным по всем операциям с сим-картами, ее геолокации и т. д. В-пятых, мобильные кошельки имеют ограничения. На них нельзя хранить в качестве остатка более 15 тыс. сомов, в течение месяца оборот не может превышать 30 тыс. сомов. Финансисты международных террористических организаций, насколько мне известно, с такими маленькими суммами не работают. Тем более, если банк заподозрит, что с отдельным кошельком проводится какая-то аномальная активность, будут приняты меры по выяснению ситуации с привлечением финансовой разведки или Нацбанка.

Своим мнением по переводу средств с баланса телефона на мобильный кошелек вы можете поделиться в опросе Kaktus.media.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60
URL: https://kaktus.media/369573Копировать ссылку
Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Спасибо!
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Skeptic
30.01.2018, 17:06

Еще весной прошлого года топ-менеджер Veon (Beeline) на пресс-конференции какого-то технологического мероприятия в Бишкеке заявил, что Билайн будет идти в финансовый сектор, но текущие законы не позволяют этого сделать так, как это хочет Билайн, по этому они (билайн) будут менять эти законы!

Представитель частного иностранного бизнеса публично откровенно заявляет, что их компанию не устраивают законы государства в котором они работают, и по этому они их будут менять.

Как назвать это? Наглостью? Полной уверенностью в своем всемогуществе? Уверенностью в том, что все можно развести в этой стране и всех купить?

И сейчас сотовые компании подняли волну истерии под лозунгом "НБКР запрещает мобильные кошельки!!!". Никто не запрещал их мобильные кошельки, хотя выпустили они их на рынок по сути нарушив закон, так как для начала надо было получить лицензию. Нац банк просто запрещает им пополнять кошелек с баланса, так как деньги которые абоненты закидывают на баланс, перестают быть деньгами абонентов, они становятся деньгами сотовой компании которая вправе с ними делать все что захочет, потому как это уже не деньги а предоплаченные услуги. Вместо того, чтобы нормально обсудить этот вопрос сотовые компании начали дескредитировать Нац. банк, обвиняя его в нарушении Конституции - маразм полный.

-5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Карма: +4
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 5
Минусов: 1
Комментариев: 3

Насколько я знаю мобильные операторы готовы выполнить все требования НБКР. Предлагают тройную гарантию , а регулятор придумывает новые отмазки . Незачот

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Всезнайка
30.01.2018, 20:09

А можно ссылку на материал, на который вы ссылаетесь, где упоминается руководитель VEON? Хотелось бы посмотреть оригинал, а не в вашей интерпретации. Я так понимаю, сейчас за кусок пирога бьются действующие и перспективные игроки финансового рынка. Верить кому-либо на слово - ходить с лапшой на ушах. смайл 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
User
30.01.2018, 20:13

Грамотный ответ операторов на претензии нбкр, все по полочкам раскидали.

А все кто не хочет, ну пусть просто не пользуются услугой) зачем у других отнимать возможность?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 0
Комментариев: 1

Создается ощущение, что НБКР боится чего-то. Обычные люди приобретут возможность удобно оплачивать услуги. Да и все траты можно отследить через приложения. Согласен с комментарием выше.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
30.01.2018, 20:21
Карма: +1
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1
Минусов: 0
Комментариев: 4

Лицензии оказывается есть у операторов связи, я докапался уточняя это у представителей компании. Мобильные кошельки начали свою деятельность только после получения Лицензии, а НБКР теперь хочет запретить кошельки.

НБКР преследует свои интересы, а мне лично удобно пользоваться своими деньгами используя баланс телефона. Дайте сделать выбор простому народу!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 0
Комментариев: 1

Лично я за прогресс! В других странах это давно уже развито и никто на это не жалуется! Мне удобно оплачивать сидя дома, а не где то ждать очереди

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
30.01.2018, 20:37
Карма: +21
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 30
Минусов: 9
Комментариев: 13

Sceptic, зачем так откровенно врать? Тот факт что сервисы от операторов запущены и Нацбанк пытается их запретить, говорит о том что сейчас запрета нет и ничего менять в законах никто из бизнеса не хотел. 

Когда пришел вменяемый Кулматов все 3 оператора запустили сервисы и за считанные месяцы набрали болье пользователей чем ваш хваленный Элсом за 5 лет. Сейчас вернулся Абдыгулов, который не смог проработать в Правительстве показав свою полную некомпетентность и опять двадцать пять - снова угрозы запретов!

За 25 лет независимости у 4 миллионов кыргызстанцев до сих пор нет банковского счета, всем на них плевать, плевать на то что 80% экономики в тени, налоги не платятся, кредиты разворовываются, инфраструктура рушится на глазах. Пофиг, зачем что-то менять? Зачем нам удобные платежные инструменты которыми пользуется полмира, Казахстан и Россия? Мы привыкли к бизнесу по старинке: выдать кредит под огромный процент, получить откат и отмести залог если что. Конечно, Абдыгуловых и им прочих ждут теплые места в Советах Директоров банков, что они с пеной у рта защищают их  интересы, а на людей им плевать! 

Sceptic, давай со своим анонимным ником, продолжай дальше гнать пургу...

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Горожанин
30.01.2018, 21:11

Умиляет как две стороны ЗА и ПРОТИВ ожесточенно создают тут видимость важности вопроса. Лично мне как и 99% граждан нашей республики без разницы как там будет пополнятся кошелек, через баланс, через терминал.

Поверьте народу сейчас не до вас с вашими войнами и попытками создать видимость общественного мнения.

Народу без разницы потому, что этими электронными кошельками реально пользуются менее 1% населения.

Единственное, что привлекло внимание в ваших дебатах, так это информация про заявление представителя билайн о намерении менять законы под себя. А ведь действительно такое было, нашел в новостях.

"Билайн не против выйти на рынок «скоринга» и финансовых сервисов. Однако прежде компании придется «трансформировать» не только себя, но и банковское законодательство КР, т.к. деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц подлежит обязательному лицензированию Национальным банком."https://www.akchabar.kg/article/business/vimpelcom-veon/

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Kg
30.01.2018, 21:14

Skeptic

Еще весной прошлого года топ-менеджер Veon (Beeline) на пресс-конференции какого-то технологического мероприятия в Бишкеке заявил, что Билайн будет идти в финансовый сектор, но текущие законы не позволяют этого сделать так, как это хочет Билайн, по этому они (билайн) будут менять эти законы!

Представитель частного иностранного бизнеса публично откровенно заявляет, что их компанию не устраивают законы государства в котором они работают, и по этому они их будут менять.

Как назвать это? Наглостью? Полной уверенностью в своем всемогуществе? Уверенностью в том, что все можно развести в этой стране и всех купить?

И сейчас сотовые компании подняли волну истерии под лозунгом "НБКР запрещает мобильные кошельки!!!". Никто не запрещал их мобильные кошельки, хотя выпустили они их на рынок по сути нарушив закон, так как для начала надо было получить лицензию. Нац банк просто запрещает им пополнять кошелек с баланса, так как деньги которые абоненты закидывают на баланс, перестают быть деньгами абонентов, они становятся деньгами сотовой компании которая вправе с ними делать все что захочет, потому как это уже не деньги а предоплаченные услуги. Вместо того, чтобы нормально обсудить этот вопрос сотовые компании начали дескредитировать Нац. банк, обвиняя его в нарушении Конституции - маразм полный.

Это не наглость и не маразм. Это норм развитие. Да,они могут повлиять на многие законы! И правильно делают! Также могут выступать все др сферы бизнеса за свои интересы. Все эти сферы бизнеса должны вводить своих представителей депутатами в жк...а не какои-то там дядька, лидер партии,за бабки в свои кошелек.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Kg
30.01.2018, 21:22

Давид Мухамедов

Создается ощущение, что НБКР боится чего-то. Обычные люди приобретут возможность удобно оплачивать услуги. Да и все траты можно отследить через приложения. Согласен с комментарием выше.

Оплачивать все услуги,включая коммунальные, оплачивать покупки, и др оплаты. Очень широкий спектр такого сервиса. Хор альтернатива банк счету.

Эдил Бейшеке Уулу

...регулятор придумывает новые отмазки . Незачот

потому что банки требуют это от нацбанка) лоббируют.

-----

Моб операторам надо объединиться вместе, создать свои союз и двигать свои интересы в законы.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Skeptic
31.01.2018, 09:32

Kg

Skeptic

Еще весной прошлого года топ-менеджер Veon (Beeline) на пресс-конференции какого-то технологического мероприятия в Бишкеке заявил, что Билайн будет идти в финансовый сектор, но текущие законы не позволяют этого сделать так, как это хочет Билайн, по этому они (билайн) будут менять эти законы!

Представитель частного иностранного бизнеса публично откровенно заявляет, что их компанию не устраивают законы государства в котором они работают, и по этому они их будут менять.

Как назвать это? Наглостью? Полной уверенностью в своем всемогуществе? Уверенностью в том, что все можно развести в этой стране и всех купить?

И сейчас сотовые компании подняли волну истерии под лозунгом "НБКР запрещает мобильные кошельки!!!". Никто не запрещал их мобильные кошельки, хотя выпустили они их на рынок по сути нарушив закон, так как для начала надо было получить лицензию. Нац банк просто запрещает им пополнять кошелек с баланса, так как деньги которые абоненты закидывают на баланс, перестают быть деньгами абонентов, они становятся деньгами сотовой компании которая вправе с ними делать все что захочет, потому как это уже не деньги а предоплаченные услуги. Вместо того, чтобы нормально обсудить этот вопрос сотовые компании начали дескредитировать Нац. банк, обвиняя его в нарушении Конституции - маразм полный.

Это не наглость и не маразм. Это норм развитие. Да,они могут повлиять на многие законы! И правильно делают! Также могут выступать все др сферы бизнеса за свои интересы. Все эти сферы бизнеса должны вводить своих представителей депутатами в жк...а не какои-то там дядька, лидер партии,за бабки в свои кошелек.

 То есть, вы -Kg считаете, что нормально когда зарубежный бизнес меняет под себя законы государства в котором он работает? Да вы "чудо патриот"! Тогда отдайте канадцам, китайцам и т.д. все ледники в нашей стране, пусть разрушают и ищут там золото, а ваши дети и внуки останутся без чистой воды. Отдайте Иссыкуль, отдайте водохранилища, отдайте реки.

Билайн это иностранный бизнес, все что он тут делает для нашей страны, так это платит налоги (и то видимо не все, раз проблему у него возникли с налоговой). Завтра билайн разорится или что-то случится и ваши деньги на балансе и кошельке - тютю. И если потерять на балансе 100 сом не так страшно, то потерять 5000 на кошельке - это уже ощутимо. И реально хватить вводить в заблуждение людей - Нац банк не запрещает кошельки сотовых компаний, он просто требует от них работать как все - по закону.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Деградация
01.02.2018, 12:06

каменный век... почему теперь нельзя закидывать вебмани? яндексденьги через терминал? точно полная деградация...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Акылай
01.02.2018, 12:31

Вот не пойму в чем проблема. Ну разве нельзя заниматься конкретно своей работай развивать свою сферу деятельности я сейчас выражаю свою точку зрения как гражданин который пользуется услугами как электронного кашелька и так же сотовым оператором как О и Билайн. К электронному кашельку жалоб нет идея банка уже давно пользуюсь им и без каких либо проблем и ограничений. Но вот того же самого не скажешь о связи я сама живу в Петровке это порядка 40 минут езды от Бишкека но связь там ну просто не выносимая про интернет я просто молчу. И в чем же заключается вопрос. Дорогие сотовые операторы может вам заняться улучшением и качеством сотовой связи и интернета?

Мне не совсем ясно ваша рассылка о том Хотим ли мы сами контролировать свои деньги ДА НАРОД ПРИКИНЬ Я ХОЧУ , но к вам это ни кого отношения не имеет!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Горожанин
01.02.2018, 17:16

Как и статьи публикуемые по заказу сотовых операторов так и SMS-рассылка от них, попросту вводят народ в заблуждение!

 - В новостях они пишут, что нац банк собирается запретить электронные кошельки - ложь!

 - В смс тоже хитрый текст "«Сейчасидет общественное обсуждение возможности пополнения эл. кошельков с баланса

телефона. Если вы ЗА то, чтобы распоряжаться своими деньгами, отправьте 4 на

номер 2040, с цифрой 2 если против. Голосуйте!" Смотрите какой фокус, с начала нам говорят что идет обсуждение, а потом спрашивают нашу позицию по "распоряжаться своими деньгами", а это две разные вещи уважаемые. И потом, доверив деньги сотовому оператору мы уж точно не будем ими распоряжаться смайл

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
01.02.2018, 20:49
Карма: +115
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 205
Минусов: 90
Комментариев: 202

Часть объявлений затерли, таким путем Кактус скоро в ромашку превратится.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
НАВЕРХ  
НАЗАД