"Путают духовность с религиозностью". Казахский писатель о деградации (это и про нас!)

4750  18

Казахстанский писатель, сценарист, режиссер Ермек Турсунов опубликовал у себя на странице в Facebook размышления по поводу культурного развития Казахстана. Говорил он исключительно о своей стране, но поскольку реалии Кыргызстана схожи с ситуацией в соседней республике, редакция Kaktus.media решила перепечатать текст, который вызвал бурю обсуждения.

Текст приводится с некоторыми сокращениями.

"Зададим себе простой вопрос: чего больше всего построено в стране за эти годы? Торговых центров, базаров, тойханов и… мечетей. Что это означает?

Это означает, что наш человек хочет быстро заработать, быстро спустить все на той, а потом пойти и поблагодарить за все это Аллаха или же попросить у него прощения. Такая вот национальная особенность. Или же это национальная идея?

В любом случае ни то, ни другое непродуктивно. Мы долго жили под лозунгом: вначале экономика, потом политика. Теперь вроде наоборот: вначале политика, а потом экономика. Но опять же: ни то, ни другое не работает, потому что вначале должна быть культура, а потом уже все остальное. Ибо нельзя допускать бескультурного человека ни к большой политике, ни к большой экономике. Бескультурный человек может, конечно, добиться результата как менеджер, но это будет успех временный. Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда влечет за собой тяжелые последствия. Что мы и наблюдаем сегодня. Чиновники пристраиваются к успехам Димаша и Ержана Максима - Турсунов. Между тем, о чем бы мы ни говорили, куда бы мы ни обратились, всюду мы встретим отсылку к культуре: финансовая культура, политическая культура, физическая культура, массовая культура, бытовая культура, национальная культура, культура дискуссии, культура спора и т. д. Получается, культура пронизывает все виды жизнедеятельности человека. (...)

Говоря о культуре, я не имею в виду вилку слева и нож справа. Или же процент попадания в унитаз. Я имею в виду другое. Я говорю про нравственный минимум, который мы обязаны соблюдать.

Какую-то гигиеническую малость. Ведь что такое борьба с коррупцией? По сути, это борьба с безнравственностью. С бескультурьем. Человек, который вырос на правильных книжках и правильных акцентах в домашнем воспитании, не посмеет шельмовать на тендерах, заниматься подлогом, насилием, совать взятки. Такой человек не будет сорить вокруг себя ни мусором, ни словами, ни грязными идеями. Такой человек постарается установить вокруг себя нравственный минимум. Культурный человек, как правило, совестлив. Бессовестный - это значит бескультурный. Вот, говорят, нет культуры у человека. Это значит, что прежде всего нет у него совести. И дело тут даже не в том, что у него нет мозгов. С мозгами-то у него как раз все в порядке. Там отсутствует другое. То, чего Господь не дал животным, а дал людям. Я говорю о совести. Вот та же рыночная экономика, она может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса.

А экономика без базиса совести - это зверинец с открытыми клетками. Нас ждут трагические последствия, если мы не осознаем, что фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть.

Разбуженная совесть - грандиозный источник человеческой энергии. А совесть разбудить может только культура. Просвещение. Образование.

И тут не нужно подходить однобоко: образование само по себе мало что решит. Оно всегда должно быть в прочной связке с культурой. Без культуры образование само по себе вещь даже опасная. Посмотрите вокруг: сейчас много образованных проходимцев. Дикари с букварем, как я их называю. Каков портрет сегодняшнего успешного человека? Умный, богатый, образованный и безнравственный… Некультурный. То есть состоятельный плебей.

Что касается мечетей, то многие путают духовность с религиозностью. Но это совершенно разные вещи. Богу служить легко. Людям - сложнее. Сейчас я замечаю вокруг много религии, но я не вижу там Веры. Много мечетей, но там нет Бога.

В этой связи я думаю: забавно, что мы не боимся гневить Аллаха слишком поверхностным отношением к нему. Мир вообще переживает сейчас глубокий кризис в сфере культуры. Ситуация в нашей стране в этом смысле довольно типична. В обществе не осталось духовных лидеров. Столпов культуры. Не осталось мостов, которые бы соединяли берега. Вопросы культуры сегодня тесно переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире не природные ресурсы, не армия и не вооружение определяют будущее страны, а наука и искусство. Поэтому нашим политикам стоило бы подумать о том, какой народ они хотят видеть в стране. Стоит ли в такой ситуации возвращаться к вопросам культуры и нравственности? Образования? Думаю, стоит. Более того, при таком раскладе они приобретают еще большую важность. А тут всего-то за неполных 30 лет поменялся нравственный код целой нации. Потому что неправильно были расставлены приоритеты. Потому что отнеслись к вопросам культуры как к второстепенным. А что такое 30 лет? Это три школьных выпуска. Один хуже другого в качественном плане. По сути, мы наблюдаем деградацию нации. Современный выпускник школы полностью погружен в цифровой мир и опутан сетями глобального интернета. Он не в состоянии сконцентрироваться. У него фрагментарное мышление. Он не может внятно рассуждать. Потому что он живет в виртуальном мире. Он не может прожить без своего мобильника и пары часов. Потеря телефона для него настоящая катастрофа. Глобальная сеть может быть помощником - на что и рассчитывалось. Но в данном случае Сеть стала врагом. Здесь мы наблюдаем парадоксальную вещь: страшный разрыв между прогрессом технологий и убожеством в их наполнении. Культурный и образованный человек может ставить фильтры и выбирать из этого вала только то, что ему нужно. А современный молодой человек, тем более школьник, беззащитен перед потоком информации, которая обрушивается на него всей своей неподъемной массой.

Что я предлагаю? В такой ситуации умный правитель не будет укреплять армию. Армия и полиция это - последний довод. Это довод тех, кто уже проиграл битву за сердце и душу граждан своей страны. Умный правитель займется культурой и образованием. Поэтому нам сегодня нужно коренным образом поменять отношение к культуре в целом. (...)

Выиграет ли Димаш Кудайберген или Ержан Максим какой-то конкурс, тут же чиновники от культуры спешат пристроиться к их успеху. На самом же деле успех Димаша или того же Тимура Бекмамбетова - это, скорее, счастливая случайность. Как правило, их не признают на родине, и они вынуждены доказывать свою творческую состоятельность где-нибудь за рубежом. Только тогда наши ответственные работники начинают шевелиться и преподносить эту победу как результат их продуманной деятельности. Но так не должно быть. Выращивание талантов должно стать нормой. И совсем не обязательно, чтобы все наши таланты побеждали. Достаточно, чтобы они выросли культурными людьми. (...) Раньше в каждом селе был свой клуб, своя библиотека, была самодеятельность. Смотры были. Велась селекция. Человек из глубинки, пройдя сито отборов, мог попасть на большую сцену. Сейчас этого нет. И если тебе не повезло родиться в центре, то это практически приговор. Между тем в каждом селе, в каждом районе есть свои Димаши и свои Максимы. Они всегда были и есть. Наш народ богат на таланты. Просто им не могут предоставить возможность. Они не могут пробиться. Нет условий. Поэтому столь высокий процент подросткового суицида. Поэтому столь напряженная обстановка в регионах и обеих столицах. Поэтому так много агрессии и недовольства в обществе. Вся эта отрицательная энергия не возникла вдруг и сейчас. Она не находила выхода и копилась годами. Словом, нужно создавать условия. А этим должны заниматься неравнодушные и профессиональные люди, а не чиновники от культуры (...)

Чтобы проявить интерес к собственной истории, ее нужно правдиво и красиво рассказать. Не заниматься поздравительными открытками, приуроченными к той или иной дате, а честно отразить наиболее драматичные моменты истории, рассказать, как развивалась нация. Как она эволюционировала. Но тут встает еще одна важная проблема. Молодые творческие кадры покидают Казахстан, потому что для них здесь нет условий. Они готовы работать в любых "голливудах", лишь бы им позволили проявить себя. А нынешняя так называемая творческая интеллигенция в массе своей себя полностью дискредитировала. Как такое произошло?

Государство вначале просеяло всю интеллигенцию. При этом отбор происходил не по умению что-либо делать, иначе говоря профпригодности, а по принципу преданности. Поэтому неугодных и неудобных вытравили и набрали новых, вернее назначили. Теперь у нас творческая элита, в массе своей назначенная.

Почему не стало больших произведений? Почему нет творческих прорывов? Потому что творцов превратили в обслуживающий персонал. Наша творческая интеллигенция стала сословием мещан. Они теперь обслуживают тех, кто платит и заказывает музыку. То есть хозяев жизни. Теперь мы как в ресторане, где на сцене стоят наемные музыканты, готовые сбацать любой шлягер за пятак. А так шедевры не рождаются. Шедевры не делаются по заказу. По заказу можно лишь "отработать тему".

И все. Очень редко когда интересы заказчика и творца совпадают. Но для этого заказчику надо быть соответствующего уровня понимания, образования и культуры. Фазиль Искандер говорил: "Читатель - соавтор". То есть творчество - это со-участие. Со-творчество. Имеются в виду те, кто читает, кто смотрит и слушает. А у нас изначально был заключен негласный договор: вы не поднимаете кое-какие вопросы, а мы обязуемся оплачивать ваше молчание. Соблюдение негласного договора сулит бонусы и привилегии. Но заигрались и не поняли, что игра уже за пределами нравственной гигиены. Распределение ролевых игр: вы - заказчики, мы - исполнители-творцы, дало свои "плоды". За эти годы расплодилось неимоверное количество "творческих рабов". В принципе, интеллигенция всегда была в массе своей продажна. Но так бесстыдно продажна она еще не была никогда. Народ нужно возвращать к книге. Чтобы люди вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Кто сегодня дает обобщенную картину жизни? Интернет и телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства там нет. Особенно в нашем телевизионном контенте. Открылось множество каналов развлекательного характера, где с утра до поздней ночи беснуется той-бизнес. На главных республиканских каналах ничего, кроме мордобоя, стрельбы и слезливых сериалов. Сегодня телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчиненная антиобщественным интересам. С экрана идет лишь один призыв: "Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!" В результате каков сегодня качественный уровень читателя, слушателя и зрителя? Сегодня по стране бродят стада невежественных молодых людей, чьи вкусы и эстетические взгляды формирует сотовый телефон. Выросло целое поколение, которое живет в гаджетах. А что такое сегодня соцсети? Это поток нефильтрованной информации. Это микрофон без очереди.

Стоит "там" залаять одной собаке впустую, остальные подхватывают всерьез. Получается замкнутый круг. Убогая беззубая творческая интеллигенция и невзыскательный зритель (слушатель, читатель), который "схавает" любую подделку. Сегодня знаковыми людьми культуры Казахстана стали такие люди, как баянесентаева, кайратнуртас, тореали и прочие. Если у нас такие культурные маяки, то что мы за народ? Торжество посредственности отразилось и на политической сцене. На смену ярким политикам пришли невзрачные, серые, убогие людишки.

Достаточно посмотреть на физиономии наших деятелей, чтобы вспомнить если не пособие по патопсихологии, то как минимум книгу Макса Нордау "Вырождение". Вся их эрудиция и знания нагуглены. Но ведь быть разумным и быть информированным - это совершенно разные вещи. Страна маргинализировалась. Маргиналы нынче везде. В политике, бизнесе, культуре и даже науке. Наше время запомнится как эпоха маргиналов. Давно пора что-то делать. Нужно серьезно заняться разработкой культурной политики и начать ее неотлагательную реализацию. И начать нужно с бесстрастного анализа. Вначале обзор СМИ. Телеканалов. Подумать над засильем попсы и чернухи (...) Вернуть людей к книге. Бразилия выделяет ежемесячную 25-долларовую стипендию рабочим для чтения книг, посещения кинотеатров и музеев. Кроме того, в Бразилии действует закон, который положил начало интересному эксперименту: заключенным четырех крупнейших тюрем страны уменьшают сроки за чтение книг. Вернуть людей в театры и филармонии. В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на представления собирался весь город. Неимущим платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам. Вернуть выдающихся соотечественников, гуманитариев, творцов, музыкантов, режиссеров… людей творческих профессий в страну. Предоставить им условия для работы и передачи опыта молодым. Минкульт должен работать в тесном тандеме с Министерством образования. Конечно, нужно понимать, что культура не создается по решению партии и правительства. Ее нельзя культивировать. Ей можно лишь создать условия. И самый главный капитал в этом деле - люди. Личности. Если они появятся, то появится и культура. Не появятся - будем оплакивать свое былое величие.

И еще одно важное замечание: культуру надо насаждать, по возможности избегая кровопролития. Джобс перед смертью как-то сказал, что променял бы все свое состояние на один вечер в компании Сократа. Наверное, он не зря это сказал…

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60
URL: https://kaktus.media/397536Копировать ссылку
Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Спасибо!
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Мира
09.09.2019, 15:48

это просто бомба!!! как всё точно...

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
bek
09.09.2019, 16:10

Хорошо сказал

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
горожанка
09.09.2019, 16:52

Полностью согласна с автором , а нашим депутатам библиотеки не нужны , кто то из них сказал нужно закрыть , сейчас интернет рулит , слушая такие выступления кажется ,что наступает конец света и так плохо становится понимая , что такие слуги народа заведут страну во тьму  и что уже ни чего не изменится в лучшую сторону в ближайшее будущее.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нур борат
09.09.2019, 17:06

У Дамиры экстаз

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Рус
09.09.2019, 17:12

Согласен. Это в принципе любой образованный культурный человек расскажет. А проблему не решить,пока народ делает то что диктует мода

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Электорат
09.09.2019, 17:45

Пожалуй, лучше и не опишешь наши реалии. Один в один. У них Баян,у нас Анжелика."Звёзды".)) Вот и вся разница.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
K
09.09.2019, 18:13

Интересные мысли. Я бы это назвал глубокий кризис нравственности или кризис совести. Печально то, что несмотря на рост религиозности среди основной массы людей в стране этот кризис только углубляется. 

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
даннн
09.09.2019, 18:14

Точно сказал, у нас как раз дэн-дэн образ жизни хит))

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Асан
09.09.2019, 18:17

Атамбаев построил мечеть а не библиотеку,вот теперь понятно где мы живём и куда идём?

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Aibek K
09.09.2019, 18:18

«Достаточно посмотреть на физиономии наших деятелей, чтобы вспомнить если не пособие по патопсихологии, то как минимум книгу Макса Нордау "Вырождение". »

Сразу вспомнил рожи наших чиновников ??????

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Амантур
09.09.2019, 19:37

Манкурты

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
808
09.09.2019, 20:09

...И совсем не обязательно, чтобы все наши таланты побеждали. Достаточно, чтобы они выросли культурными людьми...

Ни один чиновник не может этого понять. Потому что изначально в чиновники берут тех, у кого отсутствует понятие КУЛЬТУРЫ.

Увы, наше Министерство культуры (МКиТ КР) не понимая, не осознавая реальную жизнь населения все продолжает "фестивалить"...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
808
09.09.2019, 20:09

...И совсем не обязательно, чтобы все наши таланты побеждали. Достаточно, чтобы они выросли культурными людьми...

Ни один чиновник не может этого понять. Потому что изначально в чиновники берут тех, у кого отсутствует понятие КУЛЬТУРЫ.

Увы, наше Министерство культуры (МКиТ КР) не понимая, не осознавая реальную жизнь населения все продолжает "фестивалить"...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Селтенбай қыз
09.09.2019, 20:31

Турсунов это карьерный приспособленец, неплохо кормившийся от культурки на почве личных знакомств с министрами и прочими людьми власти.Когда ему давали деньги из бюджета власть была для него хорошая.Возомнил себя оракулом, светочом, только он один знает что и как надо делать.Казахстан трясет уже с полгода.Люди стали выходить на пикеты, митинги.Людей прорвало от возмущения, негодования.Народ в гневе.Кризис поразил все общество, потому что казахи вдруг увидели что они зашли в тупик как общество, как государство.Что им лгали и презирали все 30 лет.Что их грабили и обворовывали.Потому что политическая система превратилась в несменяемое семейно-феодальное авторитарное правление.Только люди приближенные к власти и родственники стали богатыми и успешными.А простой народ как были бедными так и остались, в кредитах, долгах, с нищенскими зарплатами, убогими пенсиями.Некий кореец Огай, глава Казахмеди, продает два особняка в Лос Анжелесе, потому что боится что их конфискует будущая власть.Вот куда ушли зарплаты, пенсии шахтеров.Никакого процветания в Казахстане не наступило, потому люди требуют от власти ответа.Власть настолько оторвалась от народа что стала врагами народа.Власть боится народа и тут на сцену выходит весь в белом Турсунов и говорит надо мол культурку возрождать.Лицемер, циник и ass-kisser.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Культура
10.09.2019, 09:58

Недавно были волнения в Казахстане. Ну как волнения. Собрались с десяток человек на площади, покричали, поговорили. Какая же убогая речь у этих людей. Абсолютно бессвязная, без смысла и конечно же неубедительная. Если считать, что эти люди вышли на площадь по зову сердца, то получается, что остальное население вообще неграмотное.

Начинаешь верить в историю манкуртов. Вот так пришли ниоткуда люди, понастроили мечети (шапки из овечьей кожи натянутые на лысые головы) и люди начали терять свое достоинство.

Обратите внимание на традиционно религиозных соседей из Средней Азии. Насколько у них не развито творчество, стремление к образованию. Все это веками подавляли в людях, и теперь они лишь как роботы, или даже рабы, у которых нет желание выйти на свободу.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
бишкекчанин
10.09.2019, 10:59

Турсунов правильно говорит!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Qazaq
11.09.2019, 04:18

В основе лежит не культура, конечно, а как раз экономика и вытекающие отсюда общественные отношения. Именно они и определяют, задают культуру. Так чего удивляться, что во главу угла поставились деньги, а вместо творцов формируются орды коммерческих приспособленцев от искусств "сбацаю мурку за пятак"? И так во всем: и в политике и в медицине, и в медиа, и в образовании... все то, о чем пишет Турсунов. И еще. Призывать к книге, значит жить вчерашним днем. Информационная !парадигма! изменилась. Нужно соответствовать новым !объективным! реалиям и развивать мозги и души людей по каналам новых, а не папирусных технологий

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нурбек
14.09.2019, 12:34

Дело не только в невежестве, о безкультурных людях в политике или экономике. Когда человек высокообразованный, это к сожалению тоже ничего не значит, если только не хуже, он знает теперь больше человеческую натуру, и как ей помыкать, нежели невежественный. История полна таких примеров. Из высокообразованных людей чаще появляются скрытые расисты, да и тем более нацисты. В Рейхе не было глупых людей. Если у тебя есть сердце, которое способно любить Бога, то и смотреть на людей ты не будешь как сатана. И религиозный дресс код, Оксфорд или Кембридж тут не являются решением проблемы, а зачастую только усугубляют положение. Больше всего страдании и бед в жизни исходит от людей с умным выражением лица.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
НАВЕРХ  
НАЗАД