Кыргызские филологи ответили Нышанову: Основа языка - закон, принятый Жогорку Кенешем

6119  20

Депутат Жогорку Кенеша Сайдулла Нышанов предлагает на законодательном уровне запретить гражданам говорить на разных кыргызских диалектах в общественных местах, оставив лишь один общепринятый устный язык.

Редакция Kaktus.media обратилась за комментарием в Нацкомиссию по госязыку - к профессору, доктору филологических наук Ишенбеку Султаналиеву.

Кутмырза Жакыбалиев, пресс-секретарь Нацкомиссии по госязыку

- В Кыргызстане нет общепринятого диалекта, есть литературный язык. На законодательном уровне мы можем урегулировать лишь письменную речь, а устная речь на усмотрении каждого гражданина.

Если человек болеет за чистоту языка и хочет сохранить литературный язык, он на нем говорит. А если этот вопрос его не волнует, то мы по закону не можем никого заставить отказаться от диалектов.

Орфографические нормы кыргызского языка были приняты в первый раз в 1953 году, потом в 2002 году, а в последний раз в 2008 году. Основа языка - нормы, принятые в 1953 году. Их принимает Жогорку Кенеш.

Литературная устная и письменная речь определяет наш уровень образования. Поэтому публичные лица должны стараться говорить на литературном языке.

Ишенбек Султаналиев, профессор, доктор филологических наук

- Он прав в том, что мы должны сохранить единый язык. И это должен быть литературный язык. Он ошибается в том, что в семи областях семь диалектов. Не то что в кыргызском, даже в русском языке не наберется семь диалектов. Ученые различают в кыргызском языке всего два диалекта, все остальное - это говоры. Говоров много, их даже не считали. Например, жители Таласской области произносят в окончании глаголов "-тр", это их говор. Он имеет место быть, но не в литературной речи.

Никто из ученых не заявлял о том, что в Кыргызстане семь диалектов, так откуда это взял депутат?

То, что он предлагает говорить на едином языке, так это общепринятая литературная норма. Сами депутаты не придерживаются этой нормы и говорят на своих региональных говорах или диалектах.

Тяжело загнать в нормы устную речь. От этого каждый говорит на своем диалекте или говоре.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек), +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/405935Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Амангул Эсенгелдиев
13.02.2020, 13:52

Правильно. Особенно по частикак правильно здороваться. Кыргызы раньше приветствовали "Арыбаңыз" и

отвечали "Бар болуңуз". Этим приветствием они пожелали друг другу здоровья и долголетия. А потом перешли к "Саламатсызбы?" и потеряли смысл приветствия. У всех других народов слова приветствия содержать

пожелание хорошего. Например у русских "Здравствуй", у немцев "Гутен таг", у англичан "Хелло", Good morning и др. У арабов "Ассаламу алейкум". Все этиприветственные слова означают пожелание хорошего. А в приветственном слове "Саламатсызбы?" этого значения нет. Это вопрос, означает "здоров ли ты?" Поэтому депутат Нышанов поднял очень хороший вопрос. Этот вопрос надо решить на законодательном уровне и начиная с детского сада учить здороваться. 

-3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Про
13.02.2020, 13:57

Очередной депутат-популист. Пусть лучше попробует призвать не говорить "былтыйып" в стенах государственных органов ...на официальных заседаниях.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
z
13.02.2020, 15:18

учите китайский

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
3222
13.02.2020, 18:10

Писать на литературном кыргызском должен каждый кыргызстанец. А, вот делить по признаку диалекта, черти что.

Придумал, что кыргыз кыргыза не понимает из за диалекта. Если хочет поймет. Переспросит.

Не нужно на ровном месте строить ПРОБЛЕМУ....

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нурлан
14.02.2020, 09:27

Подлиза нышанов, а к  какому  диалекту  по вашему относится имя сайдулло ?

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Сайдулло
14.02.2020, 09:41

Чимкирики как фильме Тупой и ещё тупее.

Каждый день показывают своё истинное нутро.

Этот чимкирик совершил уголовное преступление: разжигание межрегиональной розни

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нацик
14.02.2020, 09:49

Сосед все время о кает, противно слушать

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Мирлан
14.02.2020, 10:23

Учите тот язык, который вам дает возможность развиваться.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
123
14.02.2020, 10:24

Самое главное показать имитацию бурной деятельности, в данном случае ляпнуть и ждать реакции.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
позитив
14.02.2020, 10:47

Этот депутат сорой сам не знает, что говорит. Позор , кыргызстанцам, что есть такие депутаты.Перед тем как выступать, мог консультироватся с учеными.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Mami
14.02.2020, 11:27

Других дел нет что ли? Занимайтесь борьбой с коррупцией, помогайте в этом президенту. Выступаете со всякой мурой. Прикрываете делишки и грабите народ,отбивая деньги затраченные на выборы.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Серж
14.02.2020, 12:06

Ему делать нечего или нет у нас болььше проблем?

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нурсултан
14.02.2020, 13:27

Меня бесит когда депутаты на своих диалектах говорят. Чтобы говорит на литературном языке, надо хотя бы читать кыргызские произведения. Сомневаюсь что спортик-депутаты что то читали.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Куштар
14.02.2020, 15:09

Очень правильно поднял вопрос депутат С. Нышанов!!! Нацкомиссия по госязыку вместо того, чтобы постараться развить и сохранить кыргызский язык, критикует Нышанова!!!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нышанов
14.02.2020, 18:38

Нышанов правильно вопрос поднял, я его поддерживаю действительно все 7 по разному говорят.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Соке
14.02.2020, 20:41

Э!!Дайтэ факты..!!!!Сайдулло ....эээ....чык ешеке!!! Э Э

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Сарыев Эмин
14.02.2020, 21:37

Лучше бы этот депутат боролся с коррупцией начав с себя, а не исправлял чужие диалекты. Эта пьеса на дне будет продолжаться ещё долгие годы.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
555
15.02.2020, 21:38

Жаль, но очередной деп показал свою никчёмность. Правильно говорит мирза Жакыбалиев:  публичные лица должны стараться говорить на литературном языке.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Читатель
16.02.2020, 02:52

Нет, те слова он говорит, я впервые слышу... Обычно мы слышим такие слова как: мениям, альын, Келин, тыр, пыр и.т.д., сдесь я согласно только с тем, что такие слова не из кыргызской литературы, хотя я иногда наблюдаю споры, что нет, эти слова именно кыргызские слова. Конечно, было бы прекрасно говорить на своем родном языке чисто, без диалектов и это понимать, ещё прекраснее... Для этого должны учить с детства, со школы,должна быть речевая литература... Ато как бывает, мы говорим на том языке, на котором говорят наши родители, окружение и потом тяжело объяснить,спорить и доказывать, что не то и искажается, даже начинает забываться язык!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
16.02.2020, 12:00
Карма: -15
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 290
Минусов: 305
Комментариев: 417

Давно пора а то соберутся Ушаки и обсуждают кто с какого кишлакасмайл

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД