Равшан Жээнбеков: Для стабилизации экономики потребуется до $2 миллиардов
kaktus.media

Равшан Жээнбеков: Для стабилизации экономики потребуется до $2 миллиардов

4848  31

тема: Последствия коронавируса

Политик Равшан Жээнбеков в настоящее время находится в СИЗО-1, он проходит фигурантом по делу о событиях в Кой-Таше 7-8 августа 2019 года, в результате которого арестовали бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Он поделился с Kaktus.media размышлениями по поводу экономического кризиса и восстановления экономики.

- Какие могут быть экономические последствия коронавируса, по вашему мнению?

- Многие страны, которые имеют резервные или стабилизационные фонды, одновременно и борются с эпидемией, и стимулируют экономику, чтобы избежать глубокого экономического кризиса. Например, Казахстан выделил $10 млрд, США - более $2 трлн на ликвидацию пандемии и дальнейшее стимулирование экономики. Они одновременно лечат население и выделяют пособия для всех граждан от $100 до $1 000, выдают беспроцентные кредиты, финансируют заработные платы для малого и среднего бизнеса, финансово поддерживают бюджетообразующие компании. Таким образом смягчают последствия пандемии, стимулируют производство и потребление на период вынужденной остановки.

Правительство Кыргызстана предпринимает главным образом меры, связанные со здравоохранением, да и то неэффективные. Кыргызстан верно скатывается в экономический коллапс и социальное недовольство.

- Почему власть так неэффективна?

- Во-первых, денег нет, резервов нет. Доходная часть кыргызского бюджета - 145 млрд сомов, из них собственные средства - примерно 100 млрд сомов. Недостача закрывается за счет внешних и внутренних займов.

У правительства нет резервных или стабилизационных фондов.

Отсутствуют ресурсы для стабилизации и стимулирования экономики.

Во-вторых, неэффективное государственное управление. Когда власть уничтожает политическую конкуренцию, инакомыслие, права и свободы, свободные медиа и гражданское общество, исчезает стимул быть эффективным, в том числе и в бюджете, и в экономике.

В-третьих, правительство несамостоятельно и боится принимать решения. Зачем им сегодня брать на себя ответственность, за которую завтра посадят в тюрьму? Некоторые депутаты говорят, что нужно заложить акции "Кумтора" и получить деньги из зарубежных банков. Ни премьер, ни президент на это не решатся, это непопулярное политическое решение и сам процесс займа потребует много времени. Правительство хочет деньги сейчас, а не через год.

- Многие почему-то предлагают использовать резервы НБ КР. А вы что думаете?

- Ни в Министерстве финансов, ни у правительства в целом нет внутренних резервов и стабилизационных фондов. Правительство использует только государственные облигации и векселя для займов. Но ни внутри Кыргызстана, ни за рубежом правительству не доверяют, международный кредитный рейтинг у Кыргызстана отсутствует. Ценные бумаги правительства интересны только для спекулянтов. У кыргызстанских банков средства скромные, доступ к средствам ограничен.

Резервы НБ КР и по закону, и по международной практике предназначены только для поддержания курса национальной валюты и платежного баланса на три месяца.

Правительству доступен только один инструмент - это внешние заимствования.

- Будут ли международные финансовые институты и страны-доноры поддерживать Кыргызстан?

- И да, и нет. Да, такие институты, как МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Международная ассоциация развития, ЕБРР, дадут правительству какие-то деньги, чтобы не допустить голодных бунтов. Но этих денег недостаточно, чтобы двигаться вперед. Правительству не доверяют.

По моим оценкам, для стабилизации экономики после пандемии Кыргызстану потребуется от одного до двух миллиардов долларов США.

Такие деньги могут дать только международные институты развития и демократические страны. В России много своих проблем, Китай сам занял слишком много, его экономика перегрета и китайские деньги слишком дорогие. У арабских фондов религиозные приоритеты.

- На каких условиях международные доноры и демократические страны могут дать достаточно средств?

- Больших денег никакой стране просто так не дают. Зависит от того, способно ли кыргызское общество создать эффективное, прогрессивное правительство, вернуться в мировое демократическое сообщество. Правительство, способное предложить и реализовать программу реформ, правительство, способное говорить на равных с лучшими экономистами Европы и США, с выпускниками Гарварда, Лондонской школы экономики, Стэнфорда, японских университетов. Если не будет сильного, грамотного, демократического правительства, то серьезных денег, долгосрочных, качественных инвестиций не будет.

- А что бы вы конкретного, кроме критики, предложили для получения этих средств, для стабилизации?

  • - Не мешать свободным медиа и журналистам, создать для них условия для работы.
  • Поддержка в первую очередь малого и среднего бизнеса, не имеющего лобби.
  • Выдача пособий не мукой по подозрительным спискам, а нормально деньгами в размере МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
  • Сформировать комиссию из независимых экспертов для выработки мер по либерализации экономики, сокращения госконтроля, развития саморегулирования.
  • Немедленная реформа ГКНБ, МВД, Генеральной прокуратуры, финансовой полиции, финансовой разведки, судебной системы. Все 30 лет эти структуры - самый большой тормоз развития экономики.

Самое важное - деньги дадут не под обещания одиночки, но только под группу единомышленников, поддержанных обществом и пользующихся доверием. Я знаю, такие граждане в Кыргызстане есть.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/411490Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Кыргыз
23.04.2020, 09:15

Верни украденные обьекты-будешь считаться истинным патриотом

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Аке
23.04.2020, 09:17

Несколько десятков миллионов долларов и ты хапнул,во времена Акаева верни потом умничай,или молчи не раздражай

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
23.04.2020, 09:22
Карма: +1273
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 2330
Минусов: 1057
Комментариев: 1195

вот вор да , а правду рубит гад

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Старый вор
23.04.2020, 09:25

Старый вор!!!

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
боб
23.04.2020, 09:26

вот и надо всё твое наворованное у народа имущество конфисковать по приговору суда, в том числе и пансионат асыл-таш

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
23.04.2020, 09:33
Карма: -167
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1104
Минусов: 1271
Комментариев: 987

Очередной баймнап вешает лапшу своим холопамсмайл

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Д
23.04.2020, 09:43

Молчи а, молчи... без тебя знают, если бы ты со своими шефами не воровали бы страну, мы так сейчас не нуждались бы

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
первыйнах
23.04.2020, 09:47

Иксперт всплыл. Равшан, дорогой ты уже никому не интересен, наворовал-сиди тихо, тихо чтобы не вспоминали. Какие ресурсы? Какая стабилизация? Забудьте про государство, помочь оно не может и не собирается. Даже налогового послабления не видать, не говоря про какое-то стимулирование.

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
2222
23.04.2020, 09:55

Кактус, у вас не нашлось лучше кандидата для интервью, кроме этого хапуги, баламута и политического хамелеона? Даже не буду читать его заумные рекомендации, продиктованные его протеже из за океана. Все не успокоится этот беспринципный пресмыкающийся Ихтиандр, все надеется на хэппи энд. Дай бог, чтоб фридом тебе только снился

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бишкекчанин
23.04.2020, 10:11

Один миллиард, обезжирьте нашего любимого первого долларового миллионера, почетного дааватчи Алешу Алкашару. Второй миллиард. Албек - дровосек, Сарыгулов, Айтматов - золотовозы, Бабуин и мн.мн.др.. Уверен наберете больше.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Какие-то странные оценки
23.04.2020, 10:21

По моим оценкам, для стабилизации экономики после пандемии Кыргызстану потребуется от одного до двух миллиардов долларов США.

На чём основаны оценки? Без всякой критики.

У нас годовой бюджет - это приблизительно 2 млрд.дол. Теперь из-за курса сколько будет, узнаем в следующем году, когда будут подводить итоги.

Я к тому, что в масштабах нашей экономики это просто гигантская разница.

Это всё равно что сказать, Китаю нужно 2,5 или 1,5 триллиона долларов (доходы бюджета Китая в 2018 году равны 2,712 триллиона долларов).

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Макинтош
23.04.2020, 10:25

Согласен, надо помощь дать деньгами, а не мукой.

Людям надо оплатить за жилье, купить памперсы и детское питание. Элементарно туалетную бумагу купить.

Сейчас нужны деньги людям.

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
777
23.04.2020, 10:54

Бишкекчанин

Один миллиард, обезжирьте нашего любимого первого долларового миллионера, почетного дааватчи Алешу Алкашару. Второй миллиард. Албек - дровосек, Сарыгулов, Айтматов - золотовозы, Бабуин и мн.мн.др.. Уверен наберете больше.

Чтото не вижу тут нынешнего состава, не связной ли ты?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
23.04.2020, 11:06
Карма: +82
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 130
Минусов: 48
Комментариев: 55

Хотелось бы сказать о сельском хозяйстве,ничтоже сумняше.продукты будут дорогие скоро.читал,что в Китай возят из австралии.в Москве полно овощей и фруктов импортных,своего мало.10 проработал там.моя знакомая из России работает на овощной базе.каждый год приезжает в Кыргызстан и заключает договора с нашими фермерами.остальные фермеры на работают на страх и риск.рынок+оптовики.если экспорт организован на уровне государства,это прием продукции у фермеров по оговоренной цене.упаковка,переработка и экспорт.расфасовка-урюк в красивой обёртке стоитнамного дороже,чем россыпью и валом.правительству легче наладить каналы сбыта.фермер уверен в сбыте.примерно,зонально-ыссык-кол,яблоки,абрикосы,чеснок,картофель,форель.горные участки мясо,молоко,кожа.плюсы,экологически чистая продукция,вкус,аромат,вид.фермеров объединить.дать дотации без % на саженцы,удобрения,мальков рыб,КРС,мрс,Яков,технику,ГСМ.засадить все предгорья.сделать капельное орошение.обучить всех что и как.разведение форели можно повсеместно,воды много.организовать цеха по переработке мяса,рыбы и с/х продукции.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Искен
23.04.2020, 11:11

Когда же он стал таким великим финансистом?!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Как туз
23.04.2020, 11:19

Я вот не понимаю заокеанских стратегов. Почему они все ещё делают ставку на Равшана, он же политический труп? Его интервью никому не интересен.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
23.04.2020, 11:33
Карма: +82
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 130
Минусов: 48
Комментариев: 55

Абрикос и чеснок,яблоки-сушеное и свежее,говядина,рыба,мясо Яков,продукты из молока-сыр,масло,кефир,простокваша,кымыс.кожа на переработку на изделия,кости на муку, удобрения.цеха это дополнительные рабочие места.это готовая на экспорт продукция.понятно,что нужно ещё и желание населения),правительства.на все нужны дотации сверху.но им это неинтересно.я мог бы долго расписывать что и как сделать до мелочей.рынок сбыта огромен,Россия,Казахстан,Китай и т.д.сейчас напишут , эксперт диванный).но,поверьте,я не с потолка пишу.немного лет назад организации из чуя я писал бизнес-проект на животноводческую ферму с круговым циклом.имеется ввиду,ферма,земля и техника,корма и выход-все своё.проект на миллион двести тысяч баксами.то ли для ИБР,то ли для шейхов Кувейта.проект прошел.деньги выделили.ферма работает).один минус,меня наши кинули,не заплатили))).для других областей мыслей тоже много.но ещё раз,в этом должно участвовать правительство,нужны деньги.кадров на местах много.прибыль и народу,прибыль и государству.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Биткоин
23.04.2020, 12:24

Забыли его спросить!

И вообще кто он такой?

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Юрист
23.04.2020, 12:25

Демагогия и болтовня.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
stranger
23.04.2020, 12:38

В стране пора объявлять дефолт, а здесь рассуждения. Вопрос - как поднимать страну?  Внешние заимствования от МВФ, Всемирного  и Азиатского банка только спасает временно от голода и соцбунтов для удержания в своих креслах отдельных чиновников и дальнейшей колонизации страны. Но есть очень сложный путь - радикальные реформы всей экономики и управления системы народного хозяйства. Здесь уже умов не хватает.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Hjg
23.04.2020, 13:08

Сидел на унитазе, посчитал на пальцах и выдал. Верни лучше награбленное ворюга, помоги народу в это сложное время.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
экономить
23.04.2020, 13:11

лучше по максимуму сокращать все гос расходы и людям пережить кризис помогая друг другу и минимизируя расходы чем взять деньги в долг и полностью потерять суверенитет. меж-ы финансовые институты как раз то ждут получить право диктовать свои условии путем предоставления долгосрочные взаймы.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Миб
23.04.2020, 13:50

Rt

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Азим
23.04.2020, 14:32

Нашёлся экономист .

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Аке
23.04.2020, 15:17

Равшан прочитай коменты, сделай выводы, может и говоришь умное, но доверия к тебе ноль, верни народное добро, сейчас есть возможность

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Вот
23.04.2020, 15:26

Ты сиди а мы как нибудь разберемся.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
БИШКЕК 13
23.04.2020, 17:15

Вот кто то а ты иди гуляй, задолбал уже!!!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
тирос
24.04.2020, 01:58

Пусть лучше Раим нами правит, чем этот  американо-китайский агент! Правильно сделали что посадили его, все время мутит народ! Народ сам знает куда идет страна!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Мириас
24.04.2020, 02:13

Надо посадить и этих Аамбаевских сынков посадить ! Плюс Отунбаеву! Грабят и грабили народ!

Президент правильно и мудро все делает!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
25
24.04.2020, 21:19

Мля вот щас зоотехник и его приближенные как могут так и тарятся! Со всего, откуда можно урвать! Больше всех бывших наверное урвет и спишут на хреново вирус. И очьнемся мы в жопе непролазной! Крепись народ!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
А ЧЕ ЗЭКИ ДАЮТ ИНТЕРВЬЮ?
25.04.2020, 23:50

Я НЕ ПОНЯЛ??

А ЧТО ТЕПЕРЬ КАЖДЫЙ ЗА РЕШЕТКОЙ МОЖЕТ ДАВАТЬ ИНТЕРВЬЮ И ДАЖЕ НАПУТСТВИЕ НАРОДУ И ГОСУДАРСТВУ?

КАКТУС!!!! -  В ТАКОМ СЛУЧАЕ ВЫ ДОЛЖНЫ УСЛЫШАТЬ ВСЕХ 232453 ТЫС ЗАКЛЮЧЕННЫХ. ВЫ ДОЛЖНЫ ОЗВУЧИТЬ ИХ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ВСЕГО!!!!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД