Поправок в законы перед выборами очень много. Зачем они нужны?
kaktus.media

Поправок в законы перед выборами очень много. Зачем они нужны?

1816  11

тема: Выборы-2020

В октябре (если все будет хорошо) в Кыргызстане должны пройти выборы в парламент. К ним уже начали готовиться политики, партии, НПО и, скорее всего, сами избиратели. Одним из этапов подготовки стали поправки в выборное законодательство, и их количество растет день ото дня.

Авторами являются в основном депутаты, потому что обладают правом законодательной инициативы. Их идеи сыплются как из рога изобилия. Они предлагают улучшать Закон "О выборах" с точки зрения качества списков кандидатов, способов голосования, а также процентного порога.

Одной из главных инициатив стало обсуждение снижения порога для голосования с 9 до 7%.

Сейчас действует 9% порог. Эта цифра была принята депутатами ЖК в мае 2017 года почти единогласно.

Инициатор повышения порога до 9% депутат Мирлан Жеенчороев обосновывал это необходимостью "укрупнения политических партий". При таком пороге в парламент попадают всего 3-4 партии.

Но 6 декабря 2019 года Жеенчороев уже предложил снизить порог до 5%, обосновывая тем, что для большинства партий этот порог будет непреодолимым и партии окажутся на улице. Инициаторами также стали Исхак Масалиев, Наталья Никитенко, Жанар Акаев и Дастан Бекешев.

Это предложение о 5% было внесено ранее на рассмотрение депутатов.

20 февраля президент Сооронбай Жээнбеков, выступая в ЖК, высказался об избирательном пороге. Сложилось впечатление, что он выступил за 7% порог. "7% - это пройденный нами испытанный путь", - сказал он.

В комитетах не рассматривали ни один проект закона, но на пленарку вынесен только один законопроект - о 7%.

Насколько сейчас это необходимо?

Политики и эксперты считают, что менять цифры для голосования необходимо, но на данный момент основную роль играет в этом вопросе не парламент, а президент и его команда, и срочность связана с предстоящими выборами. Парламент с 7% порогом будет более ручным, нежели с партиями, которые пройдут по 5% порогу.

Политик и бывший депутат со стажем Алмамбет Шыкмаматов отмечает, что ЖК в первом чтении принял 7% барьер.

Этого хотел президент, а не парламент. Президент весной в своем обращении в парламенте дал понять им, что необходимо снижать пороговый барьер с 9 до 7%.

"В парламенте наивно спорили о снижении порога до 5%. Но его не то что обсуждать, даже в повестку дня не включили. В принципе 7% барьер - это компромиссный вариант. Пройдут 5-6 партий, однозначно придут и оппозиционные партии, будут дискуссии. Это обнадеживает, не будет политической монополии", - высказался он.

Он напомнил, что такое решение - палка о двух концах. "Ведь это также на руку олигархам, поскольку расширяется диапазон проходных партий. Было бы, конечно, фантастикой, если бы парламент принял преференцированную систему голосования, когда избиратели голосуют за конкретную фамилию из списка партий. Но, к сожалению, этот созыв не в состоянии пойти на такое", - высказался экс-депутат.

По его мнению, причина в бесхребетности парламента. Олигархи по своей сути не могут быть непослушными. Им это обойдется слишком дорого.

пропорции

Бакыт Жумагулов, эксперт по выборному законодательству, считает, что необходимо сначала попробовать этот порог на местных выборах.

"Для партий этот вопрос актуален. Им надо определяться, пойдут они на выборы самостоятельно или придется объединяться.

Бывший депутат и "отец Конституции" Омурбек Текебаев считает, что оптимально снижение избирательного порога до 3%.

"Мажоритарная - самая простая система: кто больше получает голосов, тот получает все, кто набирает меньше - остается без ничего. В мире признали эту систему несправедливой. При такой системе в парламент не проходят молодые, простые, образованные люди. Это показывает опыт. И не нужно быть гадалкой, чтобы предугадать исход таких выборов", - ответил Текебаев.

"При пропорциональной системе партии получают столько мандатов, сколько набрали голосов. Идет справедливое распределение. Есть, конечно, и свои недостатки. Список партии составляет не народ, а лидеры партий. Есть риски. Я не могу утверждать, что деньги тут не играют роли, в каждой партии свои правила. Нужно снизить избирательный порог до 3%, тогда даже 5-6 человек могут объединиться. И если наберут достаточное количество голосов, то пройдут в парламент. Пусть они возьмут 3-4 мандата, но их голос будет слышен в парламенте. Не нужно давать возможность выигрывать только партиям власти, нужно открыть путь простым партиям, молодым. Мы эту идею предлагаем с 2013 года", - сказал Текебаев.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/412547Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
дааа
20.05.2020, 09:32

Актуально вернуть последний пункт голосование за кандидатов, без партии, это не новость и не открытие, по партийному списку прошлись не раз, знаем что из себя представляют этот парламент, депутаты судорожно до икоты будут биться за свои места , если нереально и выборы пройдут по партийному списку, то лучше 9 процентный порог, после пандемии электорат должны и обязаны пересмотреть свой подход к выбору, пойти и проголосовать не попадаться на уловки и соблазны сиюминутные.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Арман
20.05.2020, 10:20

За кандидатов голосовать опасно при нынешнем раскладе сил в стране и разобщенности народа.И фактор govid влияет.Эти обсуждения ни к чему не приведут. Видимо, как всегда, все решено.И в такой ситуации каждый, не ленясь, должен использовать свой бюллетень.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Узак
20.05.2020, 10:25

Выборы по партийным спискам придумано для  облегчения получения депутатских мандатов, а теперь  сложившаяся ситуация, и  нынешняя состояние и  "деятельность"   национального парламента в обществе,  вызывает только сожаление и негативное отношение к нему. Потому что, в деп.корпус вошли некомпетентные люди с примитивным  образованием, смех и позор, а  у некоторых  напрочь отсутствует  государственной мышление, как таковое ………. Вот до чего довело это новаторство с порогами????? 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Человек
21.05.2020, 00:14

Наверное 5%-это суммарная численность всех родственников,а 2 оставшихся процента простые люди. Которые врядли после всего произошедшего пойдут на выборы.Страхуются.Лично не пойду на выборы, или опять учителей заставят звонить нам.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Реалист
25.05.2020, 12:31

Основа любой демократии - равноправное конкуренция мнений и сил, при укрупнении порога это создает опасный прецедент для лоббировании мнения большинства, а не мнение отдельно взятого человека.  Общество и государство двигают умные люди, а не кучка возомнивший из себя невесть что. 

Я сторонник самовыдвиженцев - это основа основ демократии и шаг к либерализму. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
дамир
25.05.2020, 12:50

короче, ничего не изменится.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Акыл
25.05.2020, 14:06

Надо голосовать против всех. Приходить и голосовать против всех или портить бюллетень.

Иначе за вас проголосуют.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
25.05.2020, 14:26
Карма: +541
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1281
Минусов: 740
Комментариев: 700

Ворье обсуждает как бы им еще побольше украсть. О народе они не думают. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
25.05.2020, 14:30
Карма: +541
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1281
Минусов: 740
Комментариев: 700

дааа

после пандемии электорат должны и обязаны пересмотреть свой подход к выбору, пойти и проголосовать не попадаться на уловки и соблазны сиюминутные.

Это все демагогия, пропаганда для детей.  За кого там голосовать? Там ни одного порядочного нет (ну может кроме Бекешева). Голосовать на выборах в ЖК это то же самое, что ковыряться в куче навоза. Много ли шансов найти золотой самородок в куче навоза?  Есть только один вариант проявления гражданской позиции для адекватного избирателя - проголосовать против всех. Но толку от этого не будет, т.к. этот пункт на выборах ничего не решает. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Не согласна
25.05.2020, 17:43

Не соглашусь с вами, надо идти на выборы, даже если и против всех, столько шумели и шуршали на карантине в информационном поле, а когда придут выборы и отпрыгнуть со словами « не верю « , значит за вас кто-то другой проголосует, надо идти уже вполне сформировавшими выборами, а не обсидеться или лишь за кого попросят.

Человек

Наверное 5%-это суммарная численность всех родственников,а 2 оставшихся процента простые люди. Которые врядли после всего произошедшего пойдут на выборы.Страхуются.Лично не пойду на выборы, или опять учителей заставят звонить нам.

Имя Фамилия

дааа

после пандемии электорат должны и обязаны пересмотреть свой подход к выбору, пойти и проголосовать не попадаться на уловки и соблазны сиюминутные.

Это все демагогия, пропаганда для детей.  За кого там голосовать? Там ни одного порядочного нет (ну может кроме Бекешева). Голосовать на выборах в ЖК это то же самое, что ковыряться в куче навоза. Много ли шансов найти золотой самородок в куче навоза?  Есть только один вариант проявления гражданской позиции для адекватного избирателя - проголосовать против всех. Но толку от этого не будет, т.к. этот пункт на выборах ничего не решает. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ner
25.05.2020, 19:48

Масалиеву не дали сделать поимённое голосование, а это было бы справедливо и всякие бестолочи, опгэшники, базаркомы меньше бы прошли в парламент.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД