Как обустроить страну Кыргызстан. Взгляд эксперта через призму бюджета в 200 миллиардов
kaktus.media

Как обустроить страну Кыргызстан. Взгляд эксперта через призму бюджета в 200 миллиардов

2640  28

Экс-министр экономического регулирования Женишбек Байгуттиев поделился с Kaktus.media своим видением перспектив экономического развития республики в сложившейся ситуации.

- Пандемия, о неизбежности которой говорили все, застала нас врасплох. Сплоховало государство, и с этим не поспоришь. Но не готовы оказались все. А впереди еще судьбоносные выборы, последствия которых предугадать не так уж и сложно. Независимо от их итогов, нас ожидает в ближайшие годы безрадостное будущее. Не исключено, что именно в силу этого народ найдет в себе силы показать (доказать) властям свое понимание будущего. Но давайте в нынешней ситуации, полной трагизма, попытаемся, сохранив ясную голову, оценить, что мы имеем и что надо делать дальше.

Имеем мы по сути немногое: экономику гибкую, небольшую, дезориентированную, кумовскую, с низким количеством переделов. С точки зрения социальных достижений, опять же исходя из текущих возможностей экономики и бюджета соответственно, ситуация и того хуже.

Здравоохранение, за исключением отдельных оазисов, как в пустыне, тлеет на грани распада; образование, как ни крути, вполне себе периферийное.

И, кажется, нашу власть нынешнее положение вещей вполне устраивает. Во всяком случае, каких-либо потуг с ее стороны никак не ощущается. Второй год бюджет подвергается секвестру, а в этом году, скорее всего, обрезание предстоит дважды, но премьер-министры - аккурат из разряда "таких не берут в космонавты". Да что там космонавты, в приличном обществе таких не берут никуда. Но у нас они восседают и громоздятся, действуя невпопад и бездействуя вопреки. Нынешнее наше бедственно-катастрофическое положение такие горе-премьеры и иже с ними и над ними объясняют ошибками прошлого, мировой конъюнктурой и хронической нехваткой денег в бюджете. Отчасти так и есть, но это лишь небольшая часть правды. Хотя если не лукавят, то таковы их горизонты понимания проблем и перспектив.

О бюджете

Давайте рассмотрим его доходную часть. Уточненный в мае этого года прогноз-закон в размере 135 млрд 346 млн сомов. Удастся ли его собрать нынешнему правительству? Полагаю, что нет. А значит, дефицит бюджета в 27,7 млрд сомов возрастет еще больше.

Понятно, что министр финансов - фигура более компетентная, чем нынешний премьер, как и все министры финансов, с дулей в кармане - "оптимизирует" расходную часть, проведя ее через сито приоритетов.

А впоследствии отчитается по итогам года, сказав, что профинансировала все, что могла. И пусть Закон КР "О бюджете" выполнен не будет, но следующий созыв парламента, войдя в понимание, легитимирует исполнение бюджета "в связи с чрезвычайными обстоятельствами". Обычная история. На самом же деле вопрос состоит совсем в другом. А именно: можно ли поднять доходную часть бюджета на треть до 200 млрд. сомов? Так, чтобы хватило на все.

Согласитесь, эта цифра, на самом деле вполне достижимая, даст возможность видоизменить и здравоохранение, и образование в Кыргызстане. Прежде всего, по содержанию. Более того, это заложит вожделенный не одним поколением правительств бюджет развития. Кто-то из специалистов может возразить, что это 35% от ВВП. Дескать, немыслимая доселе цифра. Правильно, мы действительно не являемся какой-нибудь скандинавской страной, где социализма, по уверению Чингиза Айтматова, было больше, чем в СССР. Такая цифра кажется немыслимой ровно до того момента, пока мы к официальному ВВП не добавим часть теневого.

Почему только часть? Во-первых, теневой ВВП был, есть и будет. Такова природа людей. Во-вторых, в погоне за социальной справедливостью и справедливым налогообложением нам важно учитывать ту часть ВВП, которая находится в тени под юрисдикцией богатых и очень богатых людей, большинство из которых близки к (ко всем поколениям) власти.

Справедливое налоговое администрирование этой категории и тех, кто с давних пор "по привычке" оптимизирует налогообложение, без всякого повышения налогового бремени приведет к повышению доходной части на треть. К слову, такие меры оздоровят экономику и повысят конкуренцию, от которой выиграет потребитель. Лишение всякого рода преференций когорты бизнеса, близкой к власти, повысит также инвестиционную привлекательность нашей экономики. Прежде всего это скажется на внутренних инвестициях, что, в свою очередь, послужит сигналом для инвестиций извне.

Немалый потенциал кроется также в полнокровном открытии границ для повышения доходов таможни. Серые схемы для этого должны быть сведены на нет.

К сожалению, здесь правительство сдает позиции одну за другой. К примеру, в данный момент порядок открытия границ на "Торугарте" хотят приравнять к схеме, действующей на пункте "Иркештам". А это приведет к выпадениям из бюджета, предположительно, до 1 млрд сомов ежемесячно даже в нынешней непростой ситуации. Собственно говоря, эти 200 млрд сомов доходов совсем не предел для кыргызского бюджета. При гармонизации налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики институты развития и банки совместно с предпринимателями видоизменят структуру экономики, разовьют глубину рынка, а значит, возрастут возможности бюджета.

О возможностях бюджета, его расходной части

Хронический дефицит бюджета привел к необратимым последствиям для многих поколений наших граждан. Не выросли в нашей стране олимпийские чемпионы, выдающиеся ученые, педагоги от Бога, профессионалы своего дела и многие-многие другие. Постоянное недофинансирование человеческого капитала отбросило страну от лидеров на десятилетия. Отчаявшиеся граждане те же десятилетия голосовали ногами, выезжая в ближнее и дальнее зарубежье в поисках лучшей доли для себя и своих чад.

В то же время правящая элита бесчинствовала, обдирая как липку своих граждан и лишая их и страну будущего. Мы долго и последовательно шли ко дну, скрупулезно подсчитывая, сколько до него осталось. Эпидемия COVID-19 (20, 21...) упростила задачу, разверзнув перед нами все ужасающие сценарии, вместе взятые. Мы оказались в шаге от пропасти, удержавшись от падения в нее благодаря помощи международных доноров. Памятуя, что долг подлежит возврату и с процентами, нам нужно извлечь уроки и не повторять ошибок.

Для начала расходная часть бюджета должна быть подвержена тщательному анализу. В нем надо предусмотреть сокращение госслужащих. Кризис наглядно показал, что нынешний госаппарат ни качеством, ни количеством, ни функционалом удовлетворить нас не может. Собственно, функциональный анализ и даст представление, какие министерства нужны стране и какие следуют сократить в штате или вовсе. Возможно, надо будет объединить Министерство экономики и Министерство социального развития.

Специалисты, которые развивают экономику, должны понимать, как это скажется - должно сказаться - на социальных стандартах. Говоря о цифровом обществе, мы должны уметь работать с той информацией, которую мы в большом количестве получаем и сегодня попросту кладем на полку, по сути никак не обрабатывая ее и не используя в своей деятельности.

Средства, потерянные от лжетендеров, от каскадных откатов, как и весь бюджет, должны быть использованы рачительно.

Все, кто повинен в расхищении бюджета, должны быть подвергнуты публичной обструкции и привлечены к ответственности.

Неотвратимость наказания за преступные деяния предотвратит подобного рода действия бюджетных крыс. И наоборот, средства, потраченные на привлечение лучших специалистов, многократно окупятся. Остальным же, справедливо лишенным бюджетного попечения в виде зарплаты и соцпакета, - добро пожаловать на рынок труда, на самореализацию в условиях настоящей конкуренции.

О судебной реформе

Возросшие бюджетные возможности позволят провести судебную реформу во всех ее ипостасях. Камеры, присяжные и прочая благодать. Но и это не все. Мы должны либо перейти на прецедентную систему, либо возобновить пленумы Верховного суда. Должно быть единообразное трактование и применение законов.

Сегодня различие между, скажем, областным (городским) судом и ВС незначительно, отличается разве что силой вердикта. Ответственности судей при этом мы не имеем никакой. А ведь за свои деяния, несовместимые с законом, судьи должны нести полную (дополнительную) ответственность.

Например, конфискация имущества, нажитого преступным путем. Основой независимости судов является не вседозволенность, а понимание неминуемой ответственности за свои неправомерные деяния. Только так и никак иначе. Отбор судей должен быть беспрецедентным с изначальным согласием судей на их прослушивание.

Правоохранительная система

Тут все подлежит формированию сызнова. Реорганизация с разбором полетов. Хорошая зарплата и соцпакет в обмен на безупречную работу. Прокуроры, милиция, ГСИН и пр. должны подбираться тщательно. Для граждан, имеющих большие права, должна быть предусмотрена большая ответственность. За порочащие связи с криминалом - соизмеримое по жесткости наказание. Для этого нужны изменения в законодательство. Ну что ж, Бог, как говорится, нам всем в помощь.

Выводы

Пусть простят меня другие бюджетники, что я не озвучил их реформу, но поверьте, в голове у меня уже вполне все пазлы сложились. Будет (как без этого?) реформа здравоохранения, реформа образования. И достойное финансирование. Важнее другое: как мы к этому придем. Через очередную революцию, понимание президентом неотвратимости назревших реформ или ожидание судьбоносности выборов в парламент?

Сегодня, когда массово гибнут наши граждане, каждый день бездействия дорого обходится стране.

Накал в обществе диктует решение проблем в кратчайшие сроки. Проблема границ далека от своего завершения. Контрабандисты диктуют свои условия, преступность распоясалась вовсе. В этих непростых условиях президент вместе с правительством народного доверия может и должен реагировать своевременно и адекватно на все вызовы, связанные с пандемией и ее последствиями.

Нужно проложить фарватер для страны к ее поступательному развитию с темпами роста от 8% и выше. Уверен, что в течение года мы выровняем ситуацию и дадим импульс экономике, сигнал всем созидательным силам о том, что страна избрала пусть созидания.

Для коренных изменений в экономике и социальных достижений потребуются годы роста, но каждый год будет давать ясное представление и о пройденном пути, и о целях, которые нам следует достичь.

Предлагаю президенту Кыргызской Республики Сооронбаю Шариповичу рассмотреть возможность (через лояльные вам силы в парламенте) выдвижения меня премьер-министром КР для осуществления вышеописанных задач. Если таковое невозможно по каким-либо причинам, предлагаю партиям, которые войдут в новый созыв парламента, также рассмотреть эту возможность. Поскольку сам никогда не воровал и платил налоги в полном объеме, обязуюсь придерживаться и далее тех же этически-нравственных стандартов. Надеюсь, это не станет препятствием для номинирования меня на эту должность. Если же найдется более достойный кандидат, то готов его консультировать.

Решайтесь, господин президент! Если вам небезразлична судьба нашего народа, действовать надо решительно и со знанием дела. Время дорого.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/417288Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Глобал
17.07.2020, 13:38

Я за тока не Боря

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
К
17.07.2020, 13:39

НЕ ЗАСТАЛО ВРАСПЛОХ.

Было время подготовки.

Был ЧП 2 месяца.

Мы все сидели мирно .Особенно на Иссык куле даже к самым близким родичам не ходили 2месяца.

И что ???!!!

Это власти всё просрали.

Тупо.

Ради &&&

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Я сам эксперт
17.07.2020, 13:54

Автор статьи имел возможность проявить себя будучи министром экономики. Я ничего хорошего (впрочем как и плохого) от его прежней деятельности не слышал. Если не потяну развитие экономики, сможет ли он потянуть все остальное. Сомневаюсь. Без обид, Байгуттиев.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Пенсионер
17.07.2020, 14:05

Как можно объединить вопросы экономики и социальной защиты. Мало того, что министерство экономики влезло не в свои вопросы и загнало инспекцию труда в госэкотехинспекцию. В результате сотни пострадавших или погибших от производственного травматизма не получили законные компенсации. Введение моратория на проверки инспекции труда не смогли предотвратить гибель или болезни сотен, тысяч работников.

Социальная защита начинает работать уже после того, как с человеком уже что-то случилось. В большинстве стран работающим гражданам

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Не экономист
17.07.2020, 14:06

В первый раз слышу о нем! Честно!

У меня вопрос: где ты раньше был???

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Канат
17.07.2020, 14:09

Я сам эксперт

Автор статьи имел возможность проявить себя будучи министром экономики. Я ничего хорошего (впрочем как и плохого) от его прежней деятельности не слышал. Если не потяну развитие экономики, сможет ли он потянуть все остальное. Сомневаюсь. Без обид, Байгуттиев.

Я сам эксперт

Автор статьи имел возможность проявить себя будучи министром экономики. Я ничего хорошего (впрочем как и плохого) от его прежней деятельности не слышал. Если не потяну развитие экономики, сможет ли он потянуть все остальное. Сомневаюсь. Без обид, Байгуттиев.

Согласен, он хочет в депутаты или высокую должность, и все, как Сариев Т. С 2910 года занимал должность Минфин, минэконом, премьер-министр и ничего хорошего не сделал(кроме возврата 4 пансионатов) а сейчас как будто с луны свалился и учать как работать. У них были возможности проявить себя на высоких должностях, увы они не проявили и вряд ли проявит сейчас, им нужен всего лишь кресло.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Пенсионер
17.07.2020, 14:11

Извините, не дописал.

В большинстве стран работающие граждане обеспечивают защиту путем страхования риска. В этом случае вводится обязательное социальное страхование.

Не имеющие возможность зарабатывать трудом получают государственное пособие.

Вот почему было важно решать вопросы повышения заработной платы, и не только для бюджетных работников. А это вопрос подмял под себя министерство финансов.

Наплевательское отношение к людям, формирующим бюджет страны, ярко видно в сегодняшней ситуации с пандемией.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Народ
17.07.2020, 14:11

Премьером надо ставить омурбека Бабанова, байгуттиева министром экономики и ф инансов, а дальше Бабанов знает что делать, министерства сократить, перестаньте воровать все предыдущие президенты живут припеваючи Украв деньги народа, в России и Белоруссии, надоело и противно про это говорить, про воровство властей, про тупость властей на примере абылгазиева, на нем смерть людей от коронавируса, боже мой когда наш народ будет хозяином своей страны и будет счастлив?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Фрунзе
17.07.2020, 14:16

Ещё один чудик вывалился ?! Ты был во власти и тебя можно инужно потрясти. Да и в прямую сказать, что президент никак не справляется , тихо засцал, двуличный ты байгутенок

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
45
17.07.2020, 14:21

К выборам наверное готовится, пиарится, а где был раньше

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
жума
17.07.2020, 14:28

красиво сказал

Экс-министр экономического регулирования Женишбек Байгуттиев.-где раньше был? сагу писал? как занимался регулированием? много букв. и много обещаний. которые к делу не пришьёшь. которые Все знают. 

Акылбек жапаров. тож рвётся...

кто был. кто есть и министров финансов = расстрелять с

конфискацией

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Со всем согласен
17.07.2020, 14:47

Единственное, не понял объединение Минэконома и минсоцразвития? Это самое тупое предложение. Минэконом нужно объединить с минфин. Минсельхоз сократить до агенства по продвижению сельхоз продукции. Таможню и налоговой в комитет. Соцфонд присоединить к минсоцразвития. флис передать Минздраву. Создать фонд занятости. Пограничную службу ввести в гкнб. Акс гкнб передать в генпрокуратуру. Гамсумо ликвидировать. Функции передать полпредам правительства. ГКС ликвидировать. Функции передать аппарату правительства.сократиь аппарат правительства на 50 процентов. Сократить двух вице-премьеров. Остальное распределить на экономику и социалку. Агентство по физкультуре и спорту передать Минобразования. Госфиннадзор объединить с антимонопольным агентством. Все услуги перевести на цифровой формат. Госслужбы по миграции расформировать. Функции передать мид кр минсоцразвития и омбудсмену. Всех госслужащих и муниципальных служащих сократить на 30 процентов. Примерно такая структура правительство имеет перспективу!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Рома
17.07.2020, 14:51

Очередной "спаситель родины", ничего ровным счетом не сделал и бла-бла! Лучше бы занялся своим банком "Толубай", не банк - а факап на факапе.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ner
17.07.2020, 14:56

Одни лишь общие слова, нет конкретного плана, одним словом бывший министр экономики, сколько их было и все штаны только и протерали, под выборы вылазиют с призывом спасём отечество, нечего конкретного не предложил.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Экономист
17.07.2020, 15:13

Прежде чем исправлять страну, надо быть справедливыми с партнерами по бизнесу, начатому в 90-е годы. Как так получилось, Жениш, - у тебя всё, у других мизер? Твоя мысль ясна - метишь в президенты на следующий срок. Удачи.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
38 попугаев
17.07.2020, 15:22

Если кто то о нем не слышал, то неудивительно. Он не пиарится и трюки дешевого популизма ему не нужны.  Он образован, в жизни устроен и многого добился,  и знает себе цену, так как происходит из семьи высокообразованной и интеллигентной. На одном из факультетов КГУ им 50 летия СССР( ныне КНУ им. Баласагына) было два принципиальных и требовательных преподавателя и его отец был одним из них.  

Это состоявшийся человек и это письмо - просто крик души.

У него только один недостаток- он не умеет прогинаться и петь диферамбы начальству.  А этого у нас не прощают.... и такие власти не нужны.   Для власти чем ты тупее, тем лучше....

Боюсь, что некоторые власть держащие даже не поняли о чем говорит Байгутиев...

PS. Для злопыхателей-   Ж. Байгутиева  я не знаю лично  . Но я знаю эту породу людей.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Шахмырза Мырзакул
17.07.2020, 15:41

Сегодня структуры министерства финансов, экономики и юстиции формированы в соответствии с нормами международных стандартов, поэтому в их деятельности действует двойной стандарт (на бумаге одно, на практике другое).

Также указанным госорганам ресурсы выделяются согласно цифровым показателям на бумаге, соответствующим требованиям международных стандартов.

Кроме того, регламентом Правительства КР установлена квота для министерств финансов, экономики и юстиции, дающее указанным госорганам право на приостановление продвижение проектов НПА других госорганов. Помимо этого, следует учесть, что министерства финансов, экономики и юстиции имеют спецсчетов, чтобы обеспечить дополнение к заработной плате работников.

Пока не будут изменены структуры министерства финансов, экономики и юстиции, пока не будет исключено наличие льготного положения к указанным госорганам, ждать улучшение жизни населения не стоит.

Указанные госорганы достаточно долго манипулируют массовым сознанием населения, говоря, что утвержден План социально-экономического развития страны. Такой план на бумаге существует. Но План социально-экономического развития страны на деле не работает, так как указанные госорганы от населения умело скрывают отсутствие источника финансирования социальных услуг. То есть в бюджете республики отсутствует компонент, позволяющий финансирование социальных услуг. В связи с чем, отсутствует механизм финансирования социальных услуг из средств местных бюджетов. Специалисты министерства финансов, экономики и юстиции дружно навязывают всем подмену понятий, то есть вместо социальных услуг, они предлагают понять социальное обслуживание, получаемое населением в рамках предоставления государственных услуг. Государственные услуги предоставляется по заявительному принципу и имеет источник финансирования.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Juventino
17.07.2020, 16:01

Может у Женишбека Байгуттиева действительно искренние намерения, потому что планы у него действительно расписаны правильно и грамотно (кстати, я очень сомневаюсь, что президент прочитав его обращение, что ни будь поймет, ему надо картинками и на пальцах это показать, человек не может школьное стихотворение прочитать, как же он столько умных букв осилит, элементарно уровня его образования не хватит. Молитву прочитать и выгнать кого-то с совещания запросто, но понять слова Байгуттиева для него не посильная задача). Возвращаясь к предложению автора, сомневаюсь, что он сможет это реализовать, тут надо кардинально менять систему. Либо он промучается и уйдет в отставку, либо система его под себя прогнет и будет одним из бесславных премьеров. Пока десятку самых коррумпированных чиновников прилюдно не расстреляют, а их семьи, полностью конфисковав имущество, не выбросят из страны. И после этого дадут другим срок вернуть все награбленное в течение месяца, при этом закрыв границы — вот что я считаю кардинальным изменением. В противном случае все будет также. Образованные, молодые, будущее страны, все постепенно уезжают, невозможно содержать семью в КР, страна не катится в пропасть, она уже давно там. Мои дети родились и будучи в двухмесячном возрасте уехали из страны. И у меня большие сомнения, если ситуация не изменится, что мы сохраним гражданство КР. Кто бы что здесь не говорил, что уехали, предатели, находясь тут у меня по крайней мере есть возможность помогать финансово нуждающимся людям в КР, а будь я там, то просто выживали бы. Так что как-то так...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
уроженец г.Фрунзе
17.07.2020, 18:40

как воровали ,так и будут воровать, а то еще и побольше, им сейчас есть куда деньги списать

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Анна Михайловна
17.07.2020, 18:59

Такой большой и такой наивный...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Болот
17.07.2020, 19:37

При Жээнбекове невозможна борьба с коррупцией, а значит и любые другие реформы. Байгуттиев понимает, какие экономические реформы можно провести, но не понимает что-ли, что при Жээнбекове это просто не дадут сделать?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ли
17.07.2020, 19:54

Какой гнида интересно снял его с должности министра? Если бы все министры были такими же честными и компетентными то ситуация в стране была бы совершенно другой! Но нет им нужны воры которые будут им носить деньги...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Болот
17.07.2020, 19:58

8% рост экономики в год??  Это фантазии

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Arman1
17.07.2020, 21:28

Страна нуждается, не в обиду нынешним политикам, в свежих знающих менеджмент управленцах для нашей небольшой, но прекрасной страны.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Болот
18.07.2020, 01:50

Болот

8% рост экономики в год??  Это фантазии

На самом деле не фантазии, можно и больше 10%, если грамотно реформировать. Просто всё население уже привыкло к воровству и коррупция стала частью культуры. А ведь без воровства и коррупции намного легче всем работать. Но для этого настоящие реформы нужны.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ислам
18.07.2020, 08:26

200 чинуш и жепжутатов станут долларовыми миллиардерами. Попадем в Книгу Гиннесса

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ислам
18.07.2020, 08:44

Чтобы проводить изменения надо опираться на какую-то реальную силу. В нашем псевдообществе какие-то изменения почти невозможны

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Archi
19.07.2020, 03:00

За все эти годы я слышал много умных выступлений и речей. Правда, умные и такие правильные. А вот действий и решений таких же умных и правильных, особенно полезных для общества в целом, увы почти не припомню. Вот честно, не могу вспомнить. Ах, да, было. Это отмена доверенности на авто и техосмотр. Бабанов, спасибо за это.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД