Основные традиции, которые должен помнить каждый кыргыз

11172  20

Традиции помогают народу сохранить свою культуру, через них из поколения в поколения передаются ценности, нормы поведения и идеи. Но что-то устаревает и теряет актуальность, а что-то адаптируется под современные условия. Редакция Kaktus.media составила подборку основных традиций, которые и сейчас сопровождают кыргыза на протяжении всей его жизни.

Традиции, связанные с рождением ребенка

По кыргызским традициям, после рождения ребенка один праздник сменялся другим. Тому, кто первым сообщает радостную весть о рождении младенца - "суйунчу" - родственники должны были сделать небольшой денежный подарок, еще одно вознаграждение - "корундук" - вручалось за право увидеть малыша.

Выбор имени новорожденного тоже является целым ритуалом. По обычаю женщина не давала сама имя ребенку. Эту миссию возлагали на самого уважаемого человека в окружении или самому старшему в семье.

Через некоторое время в честь рождения ребенка устраивали торжество "бешик той" или скромное в окружении самых близких - "жентек".

Когда малыш начинал делать первые шаги, то проводили обряд обрезания пут "тушоо кесүү", а через несколько лет, если это мальчик, делали обрезание и проводили "сүннот той".

12-летие ребенка - "мүчол жаш"- справляли по-особенному, в более торжественной обстановке. Считалось, что он прожил свой первый цикл, поэтому родственники давали ему свое благословение, а среди подарков обязательно должен был быть красный платок или рубашка. Красный цвет означал, что подросток готовится к взрослой жизни.

На протяжении всей жизни каждый 12-летний цикл, а это 24 года, 36, 48 лет и далее, отмечались по-особенному. Считалось, что именно этот возраст является роковым и несет в себе много испытаний. Когда человек переходил этот рубеж, на день рождения ему продолжали дарить одежду красного цвета, а некоторые старые вещи он должен быть раздать другим.

Свадьба

Как и в любой культуре, свадьба у кыргызов считается самым красочным событием и даже превращается в целую серию торжеств. Если к девушке сватались, то стороны заранее обговаривали все условия свадьбы, размер "калыма" (выкуп). Родители ей устраивали "кыз узатуу" (проводы из родительского дома). Сваты привозили туда "кийит" (ценные подарки сватам) и отдавали "калым". После благословения родителей девушку увозили в дом жениха, где на нее надевали белый платок. В доме жениха уже проходило "нике" (религиозное бракосочетание), и им назначали "окул ата, окул эне" (посаженных родителей).

После первой брачной ночи родственницы проверяли белье, чтобы убедиться, что их невестка была девственницей. В таком случае матери девушки в благодарность за хорошее воспитание делали отдельный денежный подарок. На следующий день посмотреть невестку приезжали все новые родственники, при встрече она должна была поклониться им три раза. Со временем эта часть свадебной традиции забылась, и невестки кланяются только первые несколько дней.

Отметим, что свадебные традиции в разных регионах отличаются, да и свадьбы проводят по собственному сценарию в зависимости от финансовых возможностей семьи.

Этикет для келинок и кайынжурт

В новой семье в отношении невестки существовали обычаи запрета. В старину ей запрещалось называть родственников мужа, ей приходилось придумывать своего рода псевдонимы. Например, самого младшего брата мужа она называла "кичуу бала" (младший сын), а к младшей сестре мужа обращалась "эрке кыз" (избалованная девочка). Этот запрет действовал на протяжении всей жизни женщины, и даже в пожилом возрасте она должна была выказывать соответствующее отношение родственникам мужа.

Еще невестке запрещалось ходить с непокрытой головой, босой, сидеть спиной к родственникам. Она должна была говорить, не повышая тона, носить скромную длинную одежду. После свадьбы родственники по очереди приглашали молодоженов в гости и знакомили со своей семьей. Это называлась "отко киргизуу".

В новой семье невестка стояла в самом низу иерархии, а значит, ей приходилось выполнять всю домашнюю работу. Вдобавок ко всему в обязательном порядке она должна была помогать во всех мероприятиях всех родственников мужа, будь то свадьбы или похороны. Это называется "келиндик кызмат" (служба келинок).

Но при этом и в отношении невестки новой родне необходимо было соблюдать этикет. В новой семье к ней должны были относиться с уважением, заботой, не ставить ее в неловкое положение, не грубить, не нарушать ее личное пространство, не появляться перед ней в неприглядном виде.

Сейчас постепенно взаимоотношения внутри семьи меняется, так как часто возникают конфликты на бытовой почве, но главная идея этих традиций в том, что обе стороны должны проявлять друг к другу равное уважительное отношение.

Достойно проводит в последний путь

Похороны человека состоят из целой серии ритуалов: оповещение, омовение, оплакивание, захоронение. В стрессовой ситуации его семье важно было провести такой сложный процесс без заминок. Поэтому в это время родственники забывали свои обиды друг на друга, личные проблемы и распределяли между собой функции. Кто-то распространял похоронное сообщение, кто-то решал вопросы захоронения, кто-то отвечал за приготовление еды и прием гостей.

Во время похорон женщины в юрте громко плакали и пели "кошок" (причитания в виде стихов), а мужчины оплакивали снаружи. Человека хоронили обязательно в родовом айыле, даже если много лет он прожил в другом городе.

Поминовение совершалось на третий, седьмой, сороковой день и по истечении одного года, когда проводили "аш" (годовые поминки, когда завершался траур).

Кыргызы верили, что духи умерших питаются запахом мяса или дымом от приготовления хлеба, и поэтому родственники усопшего периодически устраивали поминальный ужин "жыт чыгаруу", для которого резали скот, готовили боорсоки или токочи.

В похоронной традиции особое место уделяется понятию "кошумча". Это материальная поддержка семьи умершего, когда все сородичи приносят деньги. Считается, что отдать "кошумча" - это долг каждого кыргыза, и в этом проявляется его отношение к родственникам. Именно по уровню организации похорон кыргызы судили об авторитете усопшего и сплоченности его сородичей. Но сейчас эта традиция постепенно меняется, и иногда поминки устраивают не дома, а в ресторане, например, а некоторые семьи не могут проводить годовые поминки из-за финансовых трудностей.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60
URL: https://kaktus.media/379489Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
12.09.2018, 14:55
Карма: +39
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 52
Минусов: 13
Комментариев: 92

Хорошие традиции. Жаль что сейчас все забывается и больше исламизируется

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Kg
12.09.2018, 17:34

Традиции, которые не имеют ничего с Исламом, и эти ритуалы есть доказательство, что кыргызы никогда не были мусульманами Ибо все эти ритуалы и традиции есть суеверие!)) Мне нравится, я тоже верю в нектр из них, они ж "работают" и мудры в своем роде, например суюнчу, тушоо тои, корундюк, аш, жыты чыгаруу, тулее беруу,итд. Кыргызы не мусульмане!))) И никогда ими не будут. И арабы не имеют право нам навязывать свои взгляды!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дастан
12.09.2018, 17:39

Где то тушо кесУУ ,а где то отко киргизуу , можно было писать с "У" все слова или оставить у

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Коготь
12.09.2018, 19:47

Когда тема пишется по-русски правильно будет киргиз,а когда по-киргизски, вот тогда и пишите кыргыз

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
123
12.09.2018, 22:01

Кыргызам хорошо бы помнить что они люди а не мырки и не бараны, и вести по человечески.

Не поколение растёт а позорище

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Programist
13.09.2018, 20:42

о! новшество: надо сделать опциыю "корундук" и "суйунчу" в инстаграме и WhatsApp :D5 сом за идею

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Читатель
14.09.2018, 09:06

Авторы!!! Вы в своем уме???? Название статьи говорит о традициях, которые нельзя забывать в современности, а в содержании рассказывается об обычае проверять простынь после первой брачной ночи!!! Это вы эту средневековую традицию предлагаете не забывать??? При том, что у вас на сайте огромное количество статей, посвященных современному восприятию сексуальных отношений??? Вы уж тогда определитесь, вы с умными или с красивыми...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Сагида
15.09.2018, 11:03

Каждый день проклинала свекровь, хотелось по утрам полежать, вместо варки шорпо заказать пиццу, доставала ее привычка все время зацикливаться на уборке дома. Только потом стала понимать, что все это есть необходимый тренинг при переходе от жизни избалованной девушки к суровой  взрослой жизни. Сейчас у меня двое детей, все навыки еще как пригодились. Свекровь и свекор мои первые помощники, если бы их не было, вряд ли решилась бы на второго ребенка, а сейчас Аянка папина самая обожаемая женщина в мире, а я любимая жена, милая сноха, а мои родители каждый раз выслушивают слова благодарности за прекрасно воспитанную дочку. Свободно уходим с мужем на всякие тусовки, старики спешат отчитаться передо мной, как дети поели и т.пр. Вслух нельзя говорить, но я счастлива. Страшно вспоминать, в первое время  пару раз собиралась уйти, вернуться к вольной жизни, даже подать на развод.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Эх
15.09.2018, 16:59

Это ещё и только наши традиции, без примеси жёсткого ислама (не знаю, что там по традициям, но женщина в исламе - вещь и слуга ещё больше)

У меня кровь стынет от мысли, что возможно быть кому-то келинкой и всю жизнь (или большую часть) слушаться и считаться с родственниками мужа. Нет уж, кыргызскую семью я себе не хочу. По крайней мере не такую точно.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нариман
16.09.2018, 10:42

А у меня кровь стынет от мысли, что вам тоже попадется такая же келин и вы закончите свои дни в доме престарелых...

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Главная
16.09.2018, 11:55

Самая главная традиция у кыргызов - уважительное отношение к старшим! А сейчас некоторые келинки умудряются сесть выше свекрови и старших по возрасту родственников мужа. Позорницы!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ас
16.09.2018, 13:01

Да ну традиции кыргызов непапутали описывая казахов вы откуда эту туфту выписали историю знаете рекомендую перечитать не ту где кыргыз бегал с мамонтом а настоящую где описываются первые упоминания о кыргызах или казахов да кстати китайцы описывали не кыргызов а монголов это уже признано мировыми историками и исправлено только у нас одни профессора истории везжат об обратном просто они книги написали где кыргыз на лошади а рядом бежит неондертальц из цикла охота на теронозавра к стати вы не одни такие бендеровци казахи тоже пишут новую историю традиции Украины Казахстана холоповский киев зачем правда о Киевской Руси и многовековой историей подтереться.

Традиции казахов кыргызов одни и народ вы один кара кыргызы перепроверте все что написали прежде чем опубликовать для общественности то что по большей вероятности не соответствует действительности надо быть реалистом и писать правду и согласен кыргызы не мусульмане а идолопоклоники или язычники и как сегодня кусками из шариата это не ваши традиции как и не ваша история. Ребята Вами описывается по большей части правила шариата мусульман.

Учится не поздно и не рано ищите традиции которые относятся именно к кыргызам или казахам а эти традиции ислама и не надо их тянуть на себя это не одеяло.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
1234
16.09.2018, 18:32

Эх

Эх

Это ещё и только наши традиции, без примеси жёсткого ислама (не знаю, что там по традициям, но женщина в исламе - вещь и слуга ещё больше)

У меня кровь стынет от мысли, что возможно быть кому-то келинкой и всю жизнь (или большую часть) слушаться и считаться с родственниками мужа. Нет уж, кыргызскую семью я себе не хочу. По крайней мере не такую точно.

Как-будто кыргызская семья в своих снах видит, что какие-то "густокровные" у них в келинках ходят...никто никого не заставляет. Конечно, хочется вольной жизни, поорать на мужа (т.к.муж в таких семьях просто вьючный бычок, придурок, который почему-то обязан кормить и обеспечивать), побухнуть с подружкой снизу, захотела заставила его постирать трусики, которые обычно грязными закрутками торчат из-под краев джинс... Торт тарабынар кыбыла. Перестаньте наконец гнать на кыргызов.

Никак не пойму, вот, тааак ненавидите все кыргызское, но сидите, тратите нервы и мегабайты, и продолжаете обсуждать, осуждать. У вас точно трусики чистые?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Кыргыз
16.09.2018, 20:02

Мы не придерживаемся традиций и поэтому мы стали такиими как сейчас. Единственным богом для большинства людей стал доллар. Совести нет все стараются сесть на шею другому алчность и жадность правят обществом. Честь и достоинство пропало.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Эх
17.09.2018, 18:27

1234

Эх

Эх

Это ещё и только наши традиции, без примеси жёсткого ислама (не знаю, что там по традициям, но женщина в исламе - вещь и слуга ещё больше)

У меня кровь стынет от мысли, что возможно быть кому-то келинкой и всю жизнь (или большую часть) слушаться и считаться с родственниками мужа. Нет уж, кыргызскую семью я себе не хочу. По крайней мере не такую точно.

Как-будто кыргызская семья в своих снах видит, что какие-то "густокровные" у них в келинках ходят...никто никого не заставляет. Конечно, хочется вольной жизни, поорать на мужа (т.к.муж в таких семьях просто вьючный бычок, придурок, который почему-то обязан кормить и обеспечивать), побухнуть с подружкой снизу, захотела заставила его постирать трусики, которые обычно грязными закрутками торчат из-под краев джинс... Торт тарабынар кыбыла. Перестаньте наконец гнать на кыргызов.

Никак не пойму, вот, тааак ненавидите все кыргызское, но сидите, тратите нервы и мегабайты, и продолжаете обсуждать, осуждать. У вас точно трусики чистые?

Что за грязь вы вообще пишете? Уже и «портрет» мой составили, смеюсь. Могу рассказать, как вы можете ошибаться в своих убеждениях, хотя бы начнём с того, что никакой подружки-собутыльника у меня не имеется (хотя если вы предполагаете, что женщина от брака может забухать, возможно, вы со мной согласны в глубине души, но не осознаете этого)??

И где вообще я писала, что ненавижу все кыргызское? Или вы с воздуха взяли? Или к кому-то другому обращаетесь? Я вот конкретно указала причину моего негодования, а у вас с этим проблемы как я погляжу

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
К
18.09.2018, 14:05

В статье говориться, что согласно традициям на день человеку дарили подарки в виде чего-нибудь красного. Но это же неправда!

Кыргызы не праздновали дни рождения. Это западное явление началось у нас может 40-50 лет назад. До этого никто ни то, чтобы праздновать, даже не знал день своего рождения.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Макс
21.09.2018, 07:28

1234!!!!!по вашему муж не должен обеспечивать и работать ?,!а что тогда он должен?детей,стругать и жену гнобить??!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
ИНСТА
29.09.2018, 02:01

Ас

Да ну традиции кыргызов непапутали описывая казахов вы откуда эту туфту выписали историю знаете рекомендую перечитать не ту где кыргыз бегал с мамонтом а настоящую где описываются первые упоминания о кыргызах или казахов да кстати китайцы описывали не кыргызов а монголов это уже признано мировыми историками и исправлено только у нас одни профессора истории везжат об обратном просто они книги написали где кыргыз на лошади а рядом бежит неондертальц из цикла охота на теронозавра к стати вы не одни такие бендеровци казахи тоже пишут новую историю традиции Украины Казахстана холоповский киев зачем правда о Киевской Руси и многовековой историей подтереться.

Традиции казахов кыргызов одни и народ вы один кара кыргызы перепроверте все что написали прежде чем опубликовать для общественности то что по большей вероятности не соответствует действительности надо быть реалистом и писать правду и согласен кыргызы не мусульмане а идолопоклоники или язычники и как сегодня кусками из шариата это не ваши традиции как и не ваша история. Ребята Вами описывается по большей части правила шариата мусульман.

Учится не поздно и не рано ищите традиции которые относятся именно к кыргызам или казахам а эти традиции ислама и не надо их тянуть на себя это не одеяло.

ДА ЧТО ТЫ, БЛ@ДЬ, ТАКОЕ НЕСЕШЬ?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Уран
08.11.2018, 18:00

Kg

Традиции, которые не имеют ничего с Исламом, и эти ритуалы есть доказательство, что кыргызы никогда не были мусульманами Ибо все эти ритуалы и традиции есть суеверие!)) Мне нравится, я тоже верю в нектр из них, они ж "работают" и мудры в своем роде, например суюнчу, тушоо тои, корундюк, аш, жыты чыгаруу, тулее беруу,итд. Кыргызы не мусульмане!))) И никогда ими не будут. И арабы не имеют право нам навязывать свои взгляды!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Уран
08.11.2018, 18:35

Kg

Традиции, которые не имеют ничего с Исламом, и эти ритуалы есть доказательство, что кыргызы никогда не были мусульманами Ибо все эти ритуалы и традиции есть суеверие!)) Мне нравится, я тоже верю в нектр из них, они ж "работают" и мудры в своем роде, например суюнчу, тушоо тои, корундюк, аш, жыты чыгаруу, тулее беруу,итд. Кыргызы не мусульмане!))) И никогда ими не будут. И арабы не имеют право нам навязывать свои взгляды!

Здравствуйте. Ошибаетесь, в наших традициях однозначно отражен Ислам, хотя и не во всех из них. Но к сожалению есть даже традиции которые бесспорно противоречат религии. И да, суеверие тоже имеет свое место, можно даже сказать доминирующее. Вы написали, что киргизы не мусульмане, и никогда ими не будут, поправляю, каждый кто произнесет Шахадат сердцем и языком, является МУСУЛЬМАНИНОМ.      Если в том что я написал есть ошибки, сообщите мне пожалуйста.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
НАВЕРХ  
НАЗАД