Почти половина детей КР вырастут неграмотными. Как это связано с образованием матери
kaktus.media

Почти половина детей КР вырастут неграмотными. Как это связано с образованием матери

19479  18

Азат е във втори клас. Веднъж Азат се прибираше от училище. По пътя той видя няколко червени цветя. Цветята растяха близо до полетo, където растат домати. Азат искаше да откъсне няколко цветя за майка си. Азат хукна много бързо през полето за цветятa. Близо до стария бряст се спъна и падна. Азат започна да плаче. Eдин cелянин го видя и дойде при него. Той подари на Азат цял букет цветя. И Азат ce зарадва много.

Вы прочитали текст и ничего толком не поняли? Ничего страшного. Этот текст на болгарском. Страшно другое: в Кыргызстане четверо из десяти учеников 7-14 лет испытывают трудности с чтением и пониманием текста на родном языке.

Ученикам 1-7-го классов для проверки навыков чтения и понимания не давали сложный научный текст. Посмотрите сами:

Азат учится во втором классе. Как-то раз Азат шел домой из школы. По дороге он увидел несколько красных цветов. Цветы выросли около поля, где растут помидоры. Азат хотел сорвать немного цветов для своей мамы. Азат побежал очень быстро через поле за цветами. Около старого карагача он споткнулся и упал. Азат начал плакать. Крестьянин увидел его и подошел к нему. Он дал Азату целый букет цветов. И Азат был очень рад.

В каком классе учится Азат? Что он увидел по дороге домой? Почему Азат упал? 42% ребят не смогли ответить на эти вопросы после прочтения текста.

Интересная закономерность

Проверку навыков чтения и понимания проводили по всему Кыргызстану. В зависимости от возраста учеников, местности и региона их проживания и уровня благосостояния семьи дети показывали разные результаты.

Однако в исследовании просматривается одна интересная закономерность: чем выше образование матери, тем лучше ребенок справляется со школьными заданиями.

Как отмечает эксперт в области образования Гульзада Дуйшебаева, национальные и международные исследования доказывают, что образование родителей напрямую влияет на развитие детей, начиная от первых шагов и заканчивая вопросами воспитания и образования.

"Образованные родители обращают внимание на требования своего ребенка, начинают искать литературу, прислушиваться, изучать ситуацию", - сказала Дуйшебаева.

Детские книги в доме - редкость

У многих из нас в детстве были любимые книги. Пока мы не умели читать, их читали нам родители. Как только мы постигли азы чтения, начинали исследовать мир приключений и сказок самостоятельно. Однако последние исследования показывают, что детские книги есть далеко не в каждой кыргызстанской семье.

Даже в тех семьях, где у матери есть высшее образование, детские книги есть только в каждом третьем доме. В семьях, где мать закончила только 9 классов, детские книжки можно встретить лишь в каждом десятом доме.

Например, в доме у семьи Муножатхон нет ни одной книги, только школьные учебники. Муножатхон говорит, что у них просто нет на это денег, и они берут детские книги почитать у соседей.

Муножатхон живет в одной из новостроек Бишкека. В семье трое детей - семи, шести и трех лет. Закончить школу у Муножатхон не получилось, пришлось уйти после 9-го класса и ухаживать за больной матерью.

Отсутствие в доме детских книг и дошкольной подготовки приводит к тому, что в первый класс приходят дети со слабыми навыками чтения и понимания. В первом классе только каждый десятый ребенок в состоянии прочитать и понять текст.

Чем выше уровень образования у родителей, тем лучше

Статистика показывает, что у родителей с высшим образованием дети в возрасте 3-5 лет в два раза чаще посещают развивающие занятия, чем в семьях, где мать закончила 9 классов. Да и готовность к школе у ребят из семей, где у мамы есть высшее образование, выше, чем у других сверстников.

Пример. У Замиры трое сыновей - 11, 6 и 2 лет. Они переехали из Джалал-Абадской области в Бишкек. В семье Замиры не было принято, чтобы девочки получали образование, ее с сестрами с ранних лет готовили к замужеству, учили бытовым навыкам.

Замира не работает, потому что, как она говорит, ничего не умеет и к профессии не приучена. У ее мужа нет постоянной работы, периодически подрабатывает на стройках или помогает родственникам на станции технического обслуживания.

Старший сын ходит в школу, учится неплохо, при том что дома с ним никак не занимаются. Среднему тоже скоро в школу. Но он, по словам матери, неусидчивый.

"Муж постоянно на работе или ездит по делам, чтобы хоть что-то заработать. У меня постоянные домашние дела, через день приходят родственники, которым нужно накрывать на стол. Я иногда не успеваю принять душ, не то что заниматься с ребенком. Иногда пытаюсь делать с ним уроки, но сама мало что помню из школьной программы", - рассказывает Замира.

Как заставить ребенка учиться, Замира с мужем не знают. Они как раз из тех, кто надеется, что это за них сделает школа.

Школа научит… Но это неточно

Родители, которые не занимаются с детьми дома, могут понадеяться, что ребенка всему научит школа. Однако данные показывают, что этого не происходит.

"Как ребенок будет учиться, зависит не только от учителей, но и от родителей. Потому что, кроме знаний, полученных в школе, очень важен социум. Знания дает учитель, но насколько ученик их воспринимает, делает домашнюю работу, во многом зависит от родителей", - отмечает директор Национального центра тестирования Бактыгуль Шамшидинова.

Согласно исследованию Центра оценки в образовании и методов обучения, у значительного числа учеников 4-го класса в стране проблемы с чтением и пониманием. Особенно остро проблема стоит в сельской местности - двое из трех учеников показывают знания "ниже базового".

Да и охват образованием в селах Кыргызстана в два раза ниже, чем в городах. Причем в городах этот показатель превышает 100%. Это связано в первую очередь с внутренними миграционными потоками населения, направленными, в основном, в Бишкек и другие крупные города республики.

Многие семьи осознают, что за образованием детей нужно ехать в города. По данным Коалиции за демократию, 23% женщин - внутренних мигранток переезжают в Бишкек, чтобы дать образование детям.

Почему чтение - это важно

Почему мы столько внимания уделяем именно навыкам чтения и понимания? Не все же дети после школы пойдут учиться на филологов!

Ответ на эти вопросы дает директор Центра оценки в образовании и методов обучения Инна Валькова. Она отмечает, что чтение и понимание - это основной инструмент обучения, потому что все, с чем сталкивается ребенок в школе, касается именно текста.

"Любой параграф, любое правило содержат информацию, которую нужно усвоить. Ее можно заучить и ничего не понять, потом можно ответить и забыть. Но можно понять прочитанное, выбрать из него самое главное и усвоить", - сказала Валькова.

Помимо этого, дело не ограничивается только школьной программой.

"Непонимание прочитанного грозит тем, что человек может выполнять только самые простые работы, ему можно навязать любое мнение, потому что он не умеет анализировать, сопоставлять, не видит причинно-следственные отношения. Таким человеком легко манипулировать", - заключила эксперт.

Что в итоге

Принято считать, что школа научит. Однако статистика говорит, что родителям не стоит надеяться, что школа предоставит ребенку высокий уровень чтения и понимания текста. Этого может и не произойти.

Для того чтобы выяснить, как ваш ребенок справляется с чтением и пониманием текста, предлагаем пройти тест. Вот что нужно сделать.

Дайте ребенку время на ознакомление с текстом.

Затем проверьте, понял ли он прочитанное. Задайте предложенные вопросы:

Если спустя несколько секунд ребенок не дает ответа, повторите вопрос. Если после того как вы повторили вопрос, вы видите, что ребенок не в состоянии дать ответ, отметьте категорию "Нет ответа" и скажите: "Спасибо. Все хорошо. Идем дальше".

В итоге ваш ребенок ответил на три и/или более вопроса? Хороший результат!

Если нет, то желательно посоветоваться с педагогами и выбрать подходящую стратегию для улучшения навыков чтения и понимания у вашего ребенка. Это явно не будет лишним.

Данная публикация создана стипендиатами программы по дата-журналистике проекта "Медиа-К" "Интерньюс в Кыргызстане", реализуемого при поддержке USAID в КР в партнерстве со Всемирным банком, DFID и IDEM. Ментором программы выступает Анастасия Валеева. Мнения и выводы в материале не обязательно отражают мнение "Интерньюс" и его партнеров.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/407742Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Дорогая редакция
12.03.2020, 18:23

Журналисты, вы сами пишите с ошибками,допускаете неправильные обороты речи, значиния слов пишете не по смыслу. Я уже молчу о стилистике статей и их смысловой нагрузке.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Aldo Apache
13.03.2020, 08:55

Дорогая редакция

Журналисты, вы сами пишите с ошибками,допускаете неправильные обороты речи, значиния слов пишете не по смыслу. Я уже молчу о стилистике статей и их смысловой нагрузке.

Сам бы проверил своё сообщение.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Олег
13.03.2020, 11:36

Я конечно соглашусь, что социум важен в образовании, если это касается языка. Например мне очень сложно было учить Кыргызский язык, когда вокруг на нем никто не говорил. Но что по остальным предметам? Родители не всегда могут преподать другие предметы ребенку, кто то хорошо знает язык, кто-то математику... У меня племянник пришел со школы - по географии задали прочитать параграф и ответить на вопросы. А параграф 3 абзаца и ответов нет, видимо учебник рассчитан что учитель что-то расскажет ребенку, а не только даст задание... Как учиться если учитель ничего не объясняет, или если его не волнует поймут ли его, или если он вообще не заинтересован в том что бы вовлечь детей в процесс познания? Большинство школ Бишкека на сегодняшний день не могут дать даже базы для самостоятельного занятия. Что если родитель не говорит на английском, а учил в школе немецкий? Что если он гуманитарий и математика не его сильная сторона? Что если он увлекается ботаникой, а не химией с физикой? Так кто должен учить ребенка? Кто должен создать условия, в которых ребенку будет интересен предмет, не просто давать список вопрос из учебника, а придумать своеобразную игру для привлечения интереса детей, что бы они сами захотели искать ответы?

Когда я учился в первом классе, нас учили читать, учили писать, нас учили алфавиту в конце концов, а не жаловались что мы пришли в школу и не можем прочесть n-нное количество знаков за минуту... Скажем честно, школьное образование ДЫРА! Есть единицы учителей, которые действительно хотят учить, а не являются озлобленными за низкую зарплату роботами, отыгрывающимися на детях за то что правительство не ставит образование и здравоохранение первоочередной целью. Школьной программы НЕТ! Каждый учитель в праве учить ребенка по своей, хоть и утвержденной программе, но при этом если перейти в другую школу оказывается что там дети уже давно прошли это или наоборот разбирают детально прошлую тему, а что в итоге? Итоговые экзамены согласованы для ВСЕХ, оценка знаний одна, ЕГЭ-ОРТ... а учили всех по разному, знания разные... 

Чем искать зависимости между образования детей и родителей, лучше бы искали зависимости между желанием учителей учить и пониманием детей материала! Зависимости между программой и учебником, между программой и экзаменом. Для кого вообще эти тесты? Выбрать ответ вместо того что бы поискать его в памяти? Надо искать методы как поднять это желание учить, сделать школу не каторгой куда родителем жалко отправлять своих детей с необходимостью придумывать хоть какие-то мотивации для них (причем начиная с первого класса), а местом куда дети бы сами захотели идти, оплотом знаний, мысли, воспитанности. 

П.С. Из опыта знакомых: их ребенок учится в первом классе в Бишкеке, в ПЕРВОМ класса им дают тесты на срез знаний! В ПЕРВОМ классе им ставят двойки!!! Это ребенок, он маленький, ему 7!!! Какие двойки, какие срезы??? Это не будет  желание учится, это  формирует недружественную среду из которой хочется сбежать! Когда нас учили прописи, то в случае если у тебя вышла кривая буква нас заставляли еще раз написать ее, а не ставили двойки, оттачивали навык написания и тогда ставили 5, что бы сформировать стремление идти к этой оценке, что бы все это умели, а не устраивали срезы знаний что бы понять сколько процентов класса умеют писать букву "А". Какая разница сколько умеют если должны научиться все? Первые классы и должны формировать базу для усвоения и желания учиться, а не наоборот.

В Китае блин дети крестьян, которые всю жизнь занимаются засеиванием поля и снятием урожая, заканчивают университеты с красным дипломом - это что, тоже крестьянин их учил?

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Школа
14.03.2020, 11:25

Школа не научит, она раздавит слабых, а сильные и способные и без учителей справятся с материалом. Так что не надейтесь на учителей в школе, тем более они сами не грамотны в системе  преподавания. 

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Образование
14.03.2020, 11:43

Вот таких как Олег нужно ставить министрами образования а не пустоголовых. Все правильно изложил, нечего добавить. Все отлично работало при союзе а теперь все пушено на самотек.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
14.03.2020, 11:52
Карма: +171
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1582
Минусов: 1411
Комментариев: 1107

Говорите виновато отсутствие детских книжек? Бред. Мы в свое время подобные книжки читали в дошкольном возрасте и в первом классе. А дальше начинали читать романы Жюля Верна и фантастику Азимова, которые нельзя назвать детскими книжками.

Уровень образования в школах сейчас очень сильно упал. А причина этому в том, что правительству не нужны образованные граждане. Достаточно чтобы гражданин мог поставить галочку в бюллетене и мог расписаться.

А родители не стремятся поддерживать интерес ребенка к получению образования потому что кто сейчас эти родители? Это люди родившиеся в конце 90х, которые учились в школе во время упадка образования и сами его не получили. Плюс к этому они видят, что образование сейчас не котируется. На работу берут не за знания, а по блату - за взятки, по родственным связям.  Люди видят что даже в депутатах у нас сидят дебилы, которые не могут выговорить простые слова.

Так что причина безграмотности населения она не в книжках, не в родителях и не в учителях, она гораздо выше, причина в правительстве. Очередное доказательство пословицы, что рыба гниет с головы. И изменений в ближайшем будущем не предвидится, так как менять тупо не на кого, образованных не пропустят, а остальные такие же дебилы. Так что наша страна еще очень долго будет поставщиком неквалифицированной рабочей силы для других, более развитых, стран.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
123
14.03.2020, 11:57

Власти кыргызстана заинтересованы в том, чтобы образование было минимальным. Тупыми людьми легко управлять

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Как туз
14.03.2020, 12:02

Ломоносов, Толстой, Гоголь и т. п. вышли из крестьянских семей))) Все зависит от воли человека.

-2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
дурдом ромашка
14.03.2020, 12:15

наши чон-аташки и чон-апашки из аилов в большинстве своём были даже без начального образования, полуграмотными. их дети - наши мамы и папы - после голодного и сиротского военного детства САМИ учились в школе, пту, техникумах или вузах. и уже все они поголовно были грамотными и образованными. от них мы получили в наследство САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ тягу к новым знаниям, культурному САМОразвитию и гордостью за СВОЁ профессиональное мастерство. так что проблема не в уровне жизни и образовании родителей, не в том хорошо ли нынешние дети читают и понимают текст, а в том, что в некоторых семьях ни родителям, ни детям САМИМ это не интересно да и не особо нужно. в нашем сегодняшнем обществе не стыдно быть БЕЗграмотным и БЕСкультурным. стыдно быть БЕЗ бабла. 

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Айнура
14.03.2020, 13:23

У моих детей есть детские книги, я выделяю из бюджета 500-1000 сом в месяц, ходим в библиотеку, берём книги. Соглашусь с тем, что умение читать и понимать текст у родителей напрямую связано с успехом в учебе детей, а также с умением распознавать те или иные симптомы болезни или недуга у ребенка, которые можно прочитать в инете и сделать первую помощь.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Соке
14.03.2020, 20:07

Отлично!!!!!!!Тем больше тупых баранов в стране-чем проще управлять,лгать,мантпулировать...Пример:40 чочошек!

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Летучая мышка
14.03.2020, 21:24

Эмда, некоторым комментаторам лишь бы три копейки вставить, с каких это пор ГРАФ Толстой и представитель древнего дворянского рода Гоголь вдруг стали выходами из крестьянских семей?!

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Болот
15.03.2020, 06:03

Печальная новость. Безусловно от родителей зависит.

Касаясь проблем школьного образования, хотел бы всем учителям и педагогам посоветовать посмотреть информацию о школьном образовании в Финляндии. Есть видео в YouTube; я смотрел на английском, но, думаю, на русском тоже есть информация.

До 90-х школьное образование у финнов было далеко не самым лучшим в мире. Тогда они взялись за реформу. Задались многими вопросами и целью реформы. В конце концов поставили себе конечной целью - сделать детей счастливыми. Вот такой простой и, казалось бы, лёгкий ответ привел к их высшему уровню школьного образования в мире. И, действительно, счастье - это то, что хочет практически каждый человек. А дети счастливы, когда их не заставляют что-либо делать, ну и, естественно, когда им разрешают играть, а ещё лучше играют с ними. Учитывая, что в свободной и доброй обстановке все усваивается гораздо быстрее и легче, финские дети тратят меньше времени на домашние задания, приобретают необходимые школьные знания, при этом играют, общаются и наслаждаются детством.

Понимаю, что пока это практически невозможно воплотить у нас. Необходимо изменение всей системы образования, жёсткий отбор кадров и много других вещей, но от одного человека, педагога меняются взгляды тысяч детей.

В любом случае спасибо тем учителям, педагогам, которые стараются и работают с детьми и подростками. Это большой труд.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Болот
15.03.2020, 06:03

Печальная новость. Безусловно от родителей зависит.

Касаясь проблем школьного образования, хотел бы всем учителям и педагогам посоветовать посмотреть информацию о школьном образовании в Финляндии. Есть видео в YouTube; я смотрел на английском, но, думаю, на русском тоже есть информация.

До 90-х школьное образование у финнов было далеко не самым лучшим в мире. Тогда они взялись за реформу. Задались многими вопросами и целью реформы. В конце концов поставили себе конечной целью - сделать детей счастливыми. Вот такой простой и, казалось бы, лёгкий ответ привел к их высшему уровню школьного образования в мире. И, действительно, счастье - это то, что хочет практически каждый человек. А дети счастливы, когда их не заставляют что-либо делать, ну и, естественно, когда им разрешают играть, а ещё лучше играют с ними. Учитывая, что в свободной и доброй обстановке все усваивается гораздо быстрее и легче, финские дети тратят меньше времени на домашние задания, приобретают необходимые школьные знания, при этом играют, общаются и наслаждаются детством.

Понимаю, что пока это практически невозможно воплотить у нас. Необходимо изменение всей системы образования, жёсткий отбор кадров и много других вещей, но от одного человека, педагога меняются взгляды тысяч детей.

В любом случае спасибо тем учителям, педагогам, которые стараются и работают с детьми и подростками. Это большой труд.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
тАЛАНТ
15.03.2020, 07:11

остаётся вопрос открытым; какое образование у Министров образования. чтобы издавать учебники с ошибками первого класса????

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Флора
15.03.2020, 09:57

Почти всегда вижу как дети сидят со смартфонами и смотрят всякую хрень ,но дома ни одной книжки ни одной лишней ручки ,хотя дома у учащегося этого должно быть в избытке. Родители покупают смартфоны и компьютеры как признак достатка, но не удосуживаются контролировать что их чадо там смотрит. Ни разу не видела чтобы ребёнок у нас смотрел по интернету что нибудь информативное. Уважаемые родители, покупайте своим детям книжки, развивайте их согласно возрасту. Школа кивает на родителей, родители кивает на школу, в итоге дети тупеют день за днём. Старшеклассники читают по слогам и это наши будущие врачи, юристы ,менеджеры и депутаты. Это купленные аттестаты,дипломы. Эти люди будут руководить нашей страной .Не удивляйтесь потом что мы живём в ж..е мира, мы сами это поколение вырастили!

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Но
06.04.2020, 16:16

Я очень любила читать. Но мои дети-нет. Хоть и не покупала им смартфоны,но есть телевизор.

И в принципе, учатся неплохо,особенно дочь,но вот их ошибки меня пугают. В элементарных словах. Причина- не читают книги.я к сожалению ,не знаю свой родной язык. И хотела бы,чтобы дети знали. Но и они не знают,и даже не любят. Хотя я и говорю,что это наш родной язык. А так они патриоты ,любят флаг наш,любят патриотические песни про Кыргызстан. Я прививаю : любить природу, убирать,не загрязнять окружающий мир. Восхищаюсь людьми других наций,которые выучили кыргызский язык.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Вам никто ничего не должен
12.04.2020, 04:29

123

Власти кыргызстана заинтересованы в том, чтобы образование было минимальным. Тупыми людьми легко управлять

Ну да, это, конечно, власти виноваты, что родители не занимаются детьми: не играют с ними в развивающие игры, не читают им книг, не прививают правильные привычки, навыки и ценности. А ведь для этого не требуются ни просвещенное правительство, ни деньги, ни даже наличие у родителей законченного школьного образования, ни избыток личного времени. Только личная отвественность родителей.

Школа - хоть в КР, хоть в Финляндии - в принципе не предполагает всестороннего и максимального развития ребенка, а только обеспечивает минимальную социально приемлемую рамку знаний.  Над всем остальным и сверх того - надо работать самим ребенку и его родителям, по крайней мере поначалу.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД