Коронавирус в Кыргызстане. Медики находятся под ударом
Вспышка коронавируса

Коронавирус в Кыргызстане. Медики находятся под ударом

7550  19

тема: Коронавирус в Кыргызстане

Врачи, работающие с кыргызстанцами, находящимися в обсервации, анонимно жалуются на то, что Минздрав не снабжает их средствами индивидуальной защиты. Дочь одной из них, к примеру, опубликовала пост в Facebook, показав, что мама-медик кладет в единственную имеющуюся маску ежедневные прокладки, чтобы маска не стала влажной и ее можно было еще использовать. Выступать публично врачи боятся.

О том, насколько опасная сложилась ситуация, редакция Kaktus.media поговорила со специалистом доказательной медицины Бермет Барыктабасовой, с которой широкая медицинская общественность делится своими многочисленными проблемами.

Инфекционный контроль - жизненно важный вопрос

- Сейчас очень много волонтеров, бизнесменов и благотворителей заинтересованы в том, чтобы помочь медикам. Но это помощь разовая, точечная, мозаичная - совершенно не системная. В Кыргызстане в эпоху роста инфекций - ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов, туберкулеза, стафилококка, кишечных инфекций… через медицинские вмешательства всегда стоял серьезный вопрос соблюдения инфекционного контроля.

Сейчас можно говорить, что это критический жизненно важный вопрос. Мы часто годами говорим, что видим только верхушку айсберга проблем в системе здравоохранения, сейчас этот айсберг выплыл во всей своей массе. Инфекционный контроль должен был быть всегда. Средства индивидуальной защиты, на нехватку которых жалуются медики, должны были быть у них всегда. Но не было. И вскрылось это сейчас из-за уханьского вируса.

То есть всю жизнь врачи сами за свои деньги покупали себе халаты, одноразовые чепчики и маски… все средства индивидуальной защиты. И до сих пор продолжают это делать. Или пациенты покупали перчатки, инструменты и другие одноразовые принадлежности.

Между тем обеспечивать всем должны были организации здравоохранения. Все, с чем и в чем работают врачи на территории организаций здравоохранения, должно обеспечиваться государством и администрацией. Это безопасность медицинских вмешательств и безопасность медперсонала.

Когда алгоритм по недопущению завоза вируса в страну только начал действовать, многие сразу обратили внимание на то, как одеты медики, встречающие прилетающих в аэропорту. Все вразнобой: кто в маске, кто без маски. Кто в халате, кто в противочумном костюме. На одной только фотографии было видно четыре вида разной "экипировки". Это будто не представители системы здравоохранения.

Будто все, что там происходит, "понарошку" или не серьезно.

Между тем в таких ситуациях врачей необходимо было унифицированно экипировать, снабдить средствами индивидуальной защиты полностью, выделить питание, транспорт. Ведь они представляют систему, представителей государственных мер, а не сборище людей, которые просто хотят домой после многодневных дежурств.

Карантин как мышеловка

Еще до регистрации случаев заражения в нашей стране одно из первых моих посланий было про карантинные меры. Готовы ли были помещения для размещения людей? Нет. Прибывших из эпиднеблагополучных стран размещали в закрытых помещениях, некоторые из которых вообще без окон и вентиляции. Это что такое? Мышеловка, западня. Рассадник для размножения и распространения вируса. При этом, к примеру, половину самолета людей, с которыми они летели, отпускали домой, а половину задерживали. Для чего? В карантин!

Но карантин - это изоляция людей друг от друга! От коммуникаций в самолете или в автобусе, или в зоне - не уйти: вирус разносится одинаково на всех. Так готовы ли были проводить карантинные меры без нарушений прав людей? Поначалу забирали телефоны, не информировали, температура в палатах была около 15 градусов, спали в верхней одежде, не было душа по несколько дней, гречка и перловка на воде. Уж точно не по госстандартному рецепту приготовления пищи для людей. При этом родственникам приходилось из города ехать в карантинную зону с дополнительной едой.

А дают ли воду запертым? А дают ли средства индивидуальной защиты? Сомневаюсь. Поставили на всех углах санитайзеры или их нет до сих пор? Неизвестно. И так с каждым самолетом или в каждой карантинной зоне. Так разве же это карантин? Это дискриминация и нарушение прав человека на доступ к элементарным естественным потребностям (еда, тепло, чистый воздух и вода) и угроза распространения инфекции через систему здравоохранения. Мы это уже не раз проходили.

И вообще карантин не означает, что людей запирают в замкнутом помещении. Наоборот, вспомните, карантин - это, к примеру, в школах в разгар сезона ОРВИ распускают учащихся по домам, чтобы не было по 40 человек в одном классе и не заразить здоровых. Люди просто перезаражают друг друга, если вирус внутри закрытого помещения появится.

Медиков толком не проинструктировали

Еще один серьезный вопрос: проинструктированы ли медики, принимающие на обсервацию, что делать, как и что сообщать, информировать, наблюдать, лечить пациента? Сомневаюсь. Инструктаж, как правильно встречать инфекцию, как организовать безопасную зону, как изолировать людей в помещениях и как они должны выглядеть, не проводится, судя по сообщениям большинства.

При любой эпидемии первое - нужно научить сотрудников медучреждений, что делать.

Не было с самого начала четких инструкций для организаций здравоохранения и населения по дезрастворам и антисептикам, и в итоге были риски напокупать все подряд, включая слабые, не действующие на вирус дезрастворы. Скорее всего, так и произошло! На все должен быть установленный госстандарт производства. Система здравоохранения не вчера же родилась. Не было госстандарта на маски, и все стали шить разные маски, непонятно, какие эффективные, какие неэффективные. Для медицинского назначения существуют чисто медицинские маски - респираторы. Какие закупили - неясно. Представьте: если купят не те маски и не те респираторы или не те дезрастворы, это сколько денег на ветер.

Медики под ударом

Сейчас медики просят сделать протоколы в первую очередь по обсервации, фильтрам и мерам безопасности. Должны быть чек-листы и расчеты потребностей: одноразовые халаты, чепчики, очки и респираторы. Вирус оседает на поверхностях и через загрязненные руки попадает на слизистые людей. Медработников - врачей, медсестер, санитарок - должны были обеспечить в первую очередь средствами защиты, дезрастворами, антисептиками, мыломоющими средствами. Это базовые принципы инфекционного контроля.

Но почему-то эта классическая медицина не стала обязательной для Минздрава, департамента лекарств, Госсанэпиднадзора, ФОМС, организаций здравоохранения в нашей стране. Не прижилась. Дефицит потребностей инфекционного контроля долгие годы был такой серьезный, что его старались не замечать. Он колоссальный. И сейчас это стало очевидно. Всеми силами нужно обеспечивать безопасность медперсонала, а не весь медперсонал должен обеспечивать сам себя за свой счет.

Сейчас ребром встал вопрос, что в день несколько раз необходимо менять маски, должны быть многоразовые респираторы… Медики просто "воют в голос". Особенно на юге. Они сообщают в соцсетях и в личку, что их ничем не обеспечили, ничего не прислали. Внутренние запасы - либо их нет, либо они тают на глазах. Все врачи, которые ходят по домам, которые дежурят в аэропорту, в обсервации, в карантинных зонах, инфекционных отделениях, не оснащены средствами защиты должным образом и в достаточном количестве. Это просто масштабная профанация безопасности медработников. Медики под ударом.

Медиков надо срочно защитить

Подытожим. Ситуация была ожидаемая: медики сделают все, что нужно, совершат свой очередной подвиг. Но, еще раз повторю, крайне необходимые рекомендации им поступают в ограниченном количестве, несвоевременно и неизвестного качества. А хотелось бы объективного и международного.

Изоляция большого количества людей в одном закрытом помещении (комнате, зале) небезопасна. Необеспечение медиков, которые работают с потенциально контактными или контактными, или уже заболевшими, средствами индивидуальной защиты - это просто использование их в качестве "пушечного мяса".

Это очень опасно. Всех медиков на передовой надо одеть, проинструктировать, защитить!

URL: https://kaktus.media/408680Копировать ссылку
Что важно знать
Последние новости о коронавирусе
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Алмаз
22.03.2020, 16:01

Космосбека в отставку ! Да и привлечь можно за угрозу сотрудников Минздрава ! Толо тоже пусть валит 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Кр
22.03.2020, 16:05

Журналисты, ну съездите и снимите сюжет поставляют ли? Куда и сколько?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
22.03.2020, 16:16
Карма: +66
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 79
Минусов: 13
Комментариев: 50

Министра здравоохр.к ответственности!!! Сотлько времени было на подготовку!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Привет
22.03.2020, 16:21

Ничего нет ни масок, ни защитных костюмов и нет блокпостов, но есть сытые алчные морды космобека и его зама, правительства, почему президент бездействует, чем штаб занят во главе с этой мадам?!!!!!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
боб
22.03.2020, 16:25

как обычно всё через жоп....., министр космос тормознутый, не может организовать работу

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Правда
22.03.2020, 17:19

С таким министром, очковтирателем, неудивительно что вся медицина развалена!!!

И премьер, его кент, такой же непрофессионал. Абсолютно некомпетентный руководитель!!!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Алик
22.03.2020, 17:19

Преступная халатность Минздрава и лично Космосбека с Толо !

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
небездельник
22.03.2020, 17:26

Бермет, как всегда разглагольствует не зная, а говоря "не известно", "скорее всего" и т.п. как всегда лажа какая то. Был бы повод - надо обвинить, а толку ни какого. Можно подумать, появятся не существующие условия или средства. Еще бы вставила про доказательность и протоколы. Все врачи обучены и не раз, отдельных средств защиты не хватает, но это уже реальность. И вообще, что за позиция издавать неприятные запахи под руку, когда ситуация плачевная с инфекцией, и не исключается, что станет трагической. Врачи работают на износ на передних краях, а тут люди обозленные, за то что в свое время остались не удел за безделье, теперь только вредительствуют со своей дезой. А вообще, таких надо привлекать к ответственности вместе со спекулянтами и мародерами. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Гражданин КР
22.03.2020, 17:50

Как всегда. Медиков обеспечивают в последнюю очередь.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бек
22.03.2020, 18:02

Это обвинение в адрес руководства штаба и министров. Это приговор их всех привлечь к ответственности за безграмотность и халатность при исполнении функциональных обязанностей. Они погубят всю страну и народ. Срочно найдите компетентных и грамотных руководителей. Что за идиотизм у нашей власти. Делали отчеты, что готовы. На деле самих врачей спасать надо. Необучены к действиям и выявлению больных, их изоляции.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бек
22.03.2020, 18:02

Это обвинение в адрес руководства штаба и министров. Это приговор их всех привлечь к ответственности за безграмотность и халатность при исполнении функциональных обязанностей. Они погубят всю страну и народ. Срочно найдите компетентных и грамотных руководителей. Что за идиотизм у нашей власти. Делали отчеты, что готовы. На деле самих врачей спасать надо. Необучены к действиям и выявлению больных, их изоляции.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бек
22.03.2020, 18:02

Это обвинение в адрес руководства штаба и министров. Это приговор их всех привлечь к ответственности за безграмотность и халатность при исполнении функциональных обязанностей. Они погубят всю страну и народ. Срочно найдите компетентных и грамотных руководителей. Что за идиотизм у нашей власти. Делали отчеты, что готовы. На деле самих врачей спасать надо. Необучены к действиям и выявлению больных, их изоляции.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бек
22.03.2020, 18:02

Это обвинение в адрес руководства штаба и министров. Это приговор их всех привлечь к ответственности за безграмотность и халатность при исполнении функциональных обязанностей. Они погубят всю страну и народ. Срочно найдите компетентных и грамотных руководителей. Что за идиотизм у нашей власти. Делали отчеты, что готовы. На деле самих врачей спасать надо. Необучены к действиям и выявлению больных, их изоляции.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Горожанин
22.03.2020, 18:04

Все в точку. Не хватает всего. Все медики не защищены.

Говорили на один день, в итоге оказались в изоляции на несколько дней. Дети маленькие остались без присмотра. Сами без гигиенических принадлежностей (зубная щетка, паста и тд)

Творится безобразие.

А лучезарный министр все вещает, все хорошо, все хватает

Что будет, если медицинский персонал заболеет, а то и смерти будут?

Появится тело, потом ответственных будут искать?

Абсолютная неподготовленность ответственных лиц

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Бакыт
22.03.2020, 21:20

Вот на это население всё это время и жаловалось, что уровень никакой, а медики стеной стояли и доказывали, что мы этого заслуживаем, потому что не уважаем. Наш бюджет формируется снизу-вверх, то, что вы подаете в своих заявках, то вам и приходит, другой вопрос, что вы просто спускаете, обналичиваете, перепродаете, что приходит за счет бюджета, за счет наших налогов, а сейчас все спешно отзываете, так как слили все, почему у нас шняга кргом в медицине, так это потому, что медики всегда поддерживают друг друга, даже когда не правы, прикрывают, делят между собой, а теперь просят нас покупать как всегда. Наши медики привыкли работать по 4 часа в сутки, пользоваться гособеспечением в своих личных приемах, а сейчас, когда надо работать, уже заныли

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Лола
22.03.2020, 23:12

Бермет и почему вы не наш министр здравоохранения ((((. Два месяца готовились, а все это было имитацией бурной деятельности, раз медики от бессилия плачут а людей держат как скот. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Сергей
23.03.2020, 05:54

присоединяюсь ко многому, сказанному здесь в коментариях. конечно, понимаю нелегкую долю врачей и что им предстоит еще в это трудное время, аж прослезилась вместе с этим врачом, хочется верить, что это так. но не совсем в голове все связывается с реальностью, в реальности, сколько обходится для нас, пациентов, подлечиться, сдать анализы в этих новоявленных лабораториях, проконсульиироваться у врача, не говорю уже о лечении при тяжелых болезнях, опреации сколько стоят? люди, если у вас нет денег, есть ли шанс вылечиться вообще в этой стране? холенные, всегда сытые, высокомерные, когда попадаешь к вам на прием, врачи и милиционеры на дорогах. простите, до этой статьи всегда думала, что врачи и милиционеры самые зажиточные люли после депутатов. наступила беда, открылся занавес, там оказывается бедность, беззащитность.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
горожанин
23.03.2020, 09:43

Бакыт

Вот на это население всё это время и жаловалось, что уровень никакой, а медики стеной стояли и доказывали, что мы этого заслуживаем, потому что не уважаем. Наш бюджет формируется снизу-вверх, то, что вы подаете в своих заявках, то вам и приходит, другой вопрос, что вы просто спускаете, обналичиваете, перепродаете, что приходит за счет бюджета, за счет наших налогов, а сейчас все спешно отзываете, так как слили все, почему у нас шняга кргом в медицине, так это потому, что медики всегда поддерживают друг друга, даже когда не правы, прикрывают, делят между собой, а теперь просят нас покупать как всегда. Наши медики привыкли работать по 4 часа в сутки, пользоваться гособеспечением в своих личных приемах, а сейчас, когда надо работать, уже заныли

Это не так, рты им затыкают. Запрещают подавать жалобы. Объясняют нехватку отсутствием денег в бюджете.

Когда проводили оптимизацию поликлиник и до сих пор проводят, они выходили на митинги, возмущались, писали письма. Все проигнорировали. Мин запугивал через своих лиц.

Они вынуждены перекладывать нагрузку на самих больных, потому что здравоохранение больно само. Давно уже, если заметили.

Врачи не могут положить свои жизни  и жизни близких из за маслокрадов мантоедов в правительстве. Ресурсы не те.

А сейчас их используют, зачастую даже без их согласия.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Аза
24.03.2020, 20:37

Автор этой статьи. Если такой умный сам поработай в этой системе. Винить и критиковать всегда легко. Тем более обвинять людей в не дальновидности и тд не вникая и не понимая всю сложность это аморально.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД