"Мы вернемся в 1937 год". Эксперт о том, как закон об НКО повлияет на сферу образования
Директор центра анализа государственной политики Алмаз Тажыбай прокомментировал Kaktus.media влияние законопроекта об НКО на сектор образования.
Отметим, комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша принял доработанный законопроект.
Он напомнил, что законопроект дает весьма неточное определение политической деятельности, что создает поле для маневров властей. Так, к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.
Тажыбай подчеркнул, что почему-то инициаторы законопроекта исключили образовательную деятельность из этого списка, хотя она входит в область социальных вопросов, как и здравоохранение, и культура, например.
"Вся остальная деятельность, в том числе деятельность в сфере образования, по всей видимости, подпадает под действие закона. Также политической деятельностью закон признает участие в организации и проведении политических акции в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также формирование общественного мнения. Это значит, что политической деятельностью посчитают даже участие этой организации в каком-нибудь круглом столе. Например, представитель этой организации выступил на круглом столе и раскритиковал деятельность Минобразования, его решения. Безусловно, это посчитают формированием общественного мнения, направленным на изменение государственной политики ", - заметил Тажыбай.
Он считает, что принятие законопроекта Надиры Нарматовой приведет к тому, что многие организации, занимающиеся вопросами образования, вынуждены будут ограничить свою деятельность.
"В таком случае у НКО два выбора: либо свернуть свою деятельность, либо в соответствии с законом Нарматовой пройти перерегистрацию, войти в реестр иностранных представительств и работать в тех условиях, которые создадут власти. А эти условия вернут нас в 1937 год. Например, если некоммерческая организация проводит мероприятие, то она должна уведомить об этом уполномоченный орган. Представитель этого органа будет присутствовать на мероприятии и делать заметки, не нарушаются ли статьи закона. Например, опять же "не формируется ли общественное мнение в целях изменения государственной политики". Это можно назвать такой легальной формой доноса", - считает эксперт.
В Кыргызстане гражданский сектор принимает активное участие в реализации образовательных реформ, формируя альтернативное мнение. Критика и дискуссия НКО позволяли совершенствовать государственную политику. Например, новый закон об образовании был разработан при участии некоммерческих организаций.
Также эти некоммерческие организации активно поднимают вопросы инклюзивного образования, защиты прав детей, участвуют в привлечении грантов в сферу образования. И так как образование является одной из грантозависимых сфер, то есть риски, что после принятия законопроекта Надиры Нарматовой об НКО объем привлекаемых средств может сократиться.
В Минобразования часто сменяются руководители. Например, за последние пять лет в Кыргызстане сменилось семь министров образования. В условиях такой дезорганизации и отсутствия долгосрочной политики гражданский сектор, СМИ, в том числе и НКО обеспечивали институциональную память в сфере образования.