Рождение ребенка в кыргызской семье. Обычаи и традиции

3127  13

Редакция Kaktus.media уже рассказывала о кыргызской свадьбе и традиции кыз узатуу. В этом материале мы собрали подборку обязательных мероприятий, связанных с ребенком.

Суйунчу

Суйунчу переводится на русский как "радостная весть". Как только рождается ребенок, его семья сообщает радостную весть всем родным и близким. Те в ответ говорят "болсун" - "да будет так". За суйунчу принято давать подарки или деньги. Также на сообщение о рождении в семье ребенка отвечают: "Бешик боосу бек болсун", что значит "Пусть будет крепким".

Имянаречение

Затем ребенку дают имя. Во времена наших предков ответственность дать имя ребенку возлагалась на самого старшего в семье. Обычно это были дедушка или бабушка новорожденного. Во время процесса имянаречения читали азан (мусульманская молитва). О том, что такое мусульманское имя, можно прочитать здесь. А здесь список забытых красивых кыргызских женских имен.

Кыргызы верили, что имя предопределяет судьбу человека, и поэтому пытались "запрограммировать" жизнь новорожденного тем или иным именем. В таких случаях ребенку давали имя с конкретным значением. Например, Кубанычбек (радость), Саламат (здоровье), Кайрат (храбрость), Максат (цель), Шайыр (веселье), Умут (надежда), Акжол (добрый путь). Долгожданного ребенка называли Кудайберген (данный Богом). Не обходилось и без суеверий. В старину, когда в некоторых семьях вместо долгожданного наследника все время рождались девочки, то родители давали новорожденной дочери такое имя, после которого, как они надеялись, должен был появиться мальчик. Дочерей называли Бурул (поворот), Уулболсун (пусть будет сын).

Первые 40 дней ребенка

У кыргызов есть обычай забирать роженицу и новорожденного в отцовский дом после родов, чтобы новоиспеченная мама пришла в себя и восстановилась. Обычно забирают после рождения первого ребенка или после родов с осложнениями. Мама роженицы учит ее уходу за малышом и ухаживает за ней, пока она не поправится после родов. На сороковые сутки ребенка ополаскивают в сорока ложках воды, наливая каждую ложку воды, женщины дают благословение ребенку. В этот же день стригут ребенку волосы, что тоже особый ритуал, и доверяют его уважаемому родственнику мужского пола.

Бешик той

Во времена кочевья кыргызы укладывали ребенка в бешик (колыбель. - Прим. Kaktus.media). В наши времена на смену бешикам пришли современные люльки, кроватки-манежи и появилась практика совместного сна с ребенком. А бешик стали использовать реже. Однако в некоторых семьях традиция торжественного укладывания в бешик новорожденного все еще остается, даже если потом малыш не будет там спать. При укладывании в колыбель ребенка в первый раз устраивают небольшое мероприятие. Самая старшая женщина в семье укладывает ребенка в бешик и дает ему благословение. По традиции режут барана и приглашают родственников.

Жентек той

Жентек той устраивается в честь рождения ребенка. Этот вид тоя в современном обществе совмещают с бешик тоем. На такой той бабушка ребенка по материнской линии приносит сары май (топленое масло) и другие гостинцы, этим угощают всех гостей.

Корундук

Корундук - это любая сумма денег, которую дают родные и близкие семьи новорожденного за смотрины малыша. Сумма может разниться в зависимости от финансовых отношений семьи с другими. Это может быть небольшая сумма, данная детям за рождение братика или сестренки, а может быть и внушительная сумма, которую дают родителям или бабушкам новорожденного.

Тушоо кесуу

Тушоо кесуу - это обряд разрезания пут. Его проводят, когда ребенку исполняется год. Ему завязывают ноги веревкой из черной и белой нити. Ребенка держит бабушка, в то время как дети, так же как и взрослые, согласно своим физическим возможностям, соревнуются в беге, и тот, кто первым прибежит, разрезает путы ребенку заранее заготовленным ножом и водит малыша за руку. Прибежавший первым получает в подарок этот нож и главный приз праздника, это может быть и баран, и определенная сумма денег или любой другой крупный приз. Другим участникам тоже достаются подарки, дети получают игрушки. Смысл обряда в том, что после разрезания пут у ребенка открывается путь в большой мир.

Суннот той

Суннот той устраивается в честь обрезания мальчика. Режут барана и приглашают в гости близких семьи. Мальчику приносят подарки и сладости. Также принято поздравлять мальчика с тем, что, совершив обряд обрезания, он стал мусульманином. Однако в исламе это не обязательное условие, чтобы стать мусульманином. Возраст обрезания разный, кто-то делает в раннем младенчестве, кто-то считает, что обязательно нужно делать в нечетные годы ребенка.

Все вышеперечисленные мероприятия проводятся не в строгой очередности и не в обязательном порядке. Все зависит от возможностей семьи и от их желания следовать или не следовать всем традициям. Иногда все мероприятия совмещают в один большой праздник.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60
URL: https://kaktus.media/387684Копировать ссылку
Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Спасибо!
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Карма: +181
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 229
Минусов: 48
Комментариев: 381

Такие классные традиции! Жаль что у нас таких нет. Возможно у древних славян тоже были свои традиции, но я о них не знаю.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
123
05.03.2019, 09:14

Здорово когда соблюдают обычаи и традиции

Ужасно когда рожают 4 ребёнка в нищету, в комнату 2на2 надеясь что поможет Аллах, правительство, добрые люди в конце концов

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамира
06.03.2019, 05:13

Последняя не традиция, а навязанное мусульманами членовредительство. 

Кстати заметила, что кактус повадился скрытно рекламировать эту религию. Тут в конце приписали к традициям, в другой статье про одежду в конце добавили магазин для мусульман. Они вам платят за рекламу?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамире
06.03.2019, 11:28

Это не членовредительство это гигиена в первую очередь.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамире
06.03.2019, 18:47

Дамира а вы вообще не мусульманка? Что значит эту религию??? У вас какие то комментарии с явными комплексами. Беситесь там у себя, зачем вообще тут писать, пишите свои мысли в NewYorktimes например

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамира
07.03.2019, 07:45

Я кыргызка. Кыргызы не мусульмане автоматически. Что это за дурацкая манера ставить знак равенства между нацией и религией? 

А вы мусульманка как я понимаю. Если да, вы читаете намаз пять раз в день? На арабском? Да? И сколько у вас детей? А работа есть? На все это есть время? Какая вы жена по счету у своего мужа? Вы арабский знаете?

Почему если нация и религия по вашему одинакова, то люди являющиеся верующими мусульманами совершают кражи, коррупцию, убийства? Почему мусульмане едут в чужую страну и убивают там женщин и детей за то, что те не мусульмане? Почему они взрывают мирных жителей?

Вряд ли вы ответите на все вопросы. Потому что вам по сути все равно. Вы не будете вдаваться в размышления и философию, ибо образование и вдумчивость в вашей религии не положены женщинам.

И да, обрезание уже давно признано не таким уж гигиеническим даже американцами. В последние 20 лет никто из них уже не обрезается как раньше. Каким вас создал Аллах, такими вы и должны оставаться, без всяких хирургий.

Не вам говорить где мне писать. Где хочу там и пишу, хоть на русском, хоть на кыргызском, хоть на английском.

Вам в ответ могу посоветовать учить арабский и не читайте светские газеты. 

Дамире

Дамира а вы вообще не мусульманка? Что значит эту религию??? У вас какие то комментарии с явными комплексами. Беситесь там у себя, зачем вообще тут писать, пишите свои мысли в NewYorktimes например

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамире
07.03.2019, 21:58

Настрочила блин, какая ты кыргызка??? Какая разница сколько у меня детей? На английском она напишет, ага? А в жизни вам только зло попадалось? И вообще не бывает плохой религии, убивают и грабят к сожалению разных * религий* твари. И это не вам говорить за религию, вы начали плохо отзываться о мусульман. Я думаю вы делаете оомин после еды, присутствуете при чтении корана умершим и так далее, а это уже мусульманство. Так что подумайте кто вы???

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамире
08.03.2019, 20:14

А что только арабы мусульмане? Убивают грабят вообще отдельной “религии” нелюди. Они не религиозны вообще. Есть разные люди которые прикрываются религией, совершают грех и думают помолятся и пройдет все... А есть те которые благодаря вере в Бога не возьмут сигарету в рот, не будут шляться , пить и так далее. Кого как воспитали. И кому как веру в Бога -в Аллаха вложили. И когда указываете конкретно религию раз уж вы такая правильная нужно уважать какую либо религию... Или вы никогда не делаете оомин , или вы не присутствуете на похоронах когда читают Коран. А это уже по мусульмански. А как вы хотите чтоб вас хоронили раз уж на то пошло?. Прежде чем в светских газетах указывать какую либо религию, подумайте за чашечкой кофе и сигаретой , а что будет с вашими детьми в трудную минуту, возьмут ли они от безбожной матери безбожие, или будут просить бога о помощи и прийдут к правильному пути. Насчёт тех же американцев по обрезанию они это делают по желанию при рождении. Не навязывая а рекомендуя. А сколько у меня детей, читаю ли я намаз или учу арабский это вообще не ваше дело. Молодёжь читающая кактус, не слушайте «таких» людей. Я уверен в Кыргызстане много семей верующих в святое, и это нельзя оскорблять указывая что именно это религия убивает и грабит, нет плохой религии есть плохие люди, и хорошо что кактус пишет такие статьи Каму то полезно научиться!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Привет Дамира
09.03.2019, 16:24

Начну с того почему мы должны ориентироваться на американцев по поводу, как вы выражаетесь « членовредительства», вот эта ваша позиция не понятна!

Все перечисленные мероприятия это наша традиция, вся наша жизнь после рождения зиждется на традициях и обычаях, кто-то в наше время принимает и придерживается, а кто-то нет, сторонница обычаев моих предков без фанатизма и извращения от тугости кошелька и недостатка ума!

Верую в бога в душе, а религия,как оружие только бряцкание и слышно (((

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамира
09.03.2019, 22:07

Спасибо за ответ, хоть не ожидала. Видно, что вы искренне веруете и это радует. Неважно в какой религии. но если это искренне, это всегда хорошо. Я вижу и читаю о людях называющих себя мусульманами, но при этом курящих, пьющих, гуляющих, бьющих и даже убивающих. Я их не считаю искренне верующими. Они лишь используют религию, потому что так модно. 

Вы правы, к сожалению в каждой религии есть отщепенцы позорящие свою веру. Только вот у мусульман редко таких осуждают, а где то даже скрытно поддерживают, называя неверующих кяфирами и призывая их убивать. Разве не так?

По поводу арабов я говорила о том, что не только они мусульмане, но все проповеди, и книги на арабском. Сколько процентов людей понимает этот язык? Для искреннего разговора с Богом нужно говорить на понятном языке, поэтому я спрашивала вас о том, на каком языке вы молитесь и слушаете слово Аллаха к вам. Ведь многие муфтии и муллы очень часто неверно интерпретируют слова в священных книгах, например про многобрачие и убийство кяфиров. Откуда вы знаете, что вас не обманывают?

Оомин это то же самое, что аминь, хотя аминь означает "да будет так". В случае с кыргызами это является своего рода благодарение Бога за пищу или что либо еще.  Все верующие благодарят Бога. Вы ведь знаете, что вера с сущности имеет общие корни, только слегка разные имена.

Я кыргызка, но не мусульманка. Еще раз повторяю, кыргызы не мусульмане в своей основе. Кочевая жизнь к счастью способствовала тому, что ислам не настолько был вбит в традиции кыргызов, как это было сделано с оседлыми народами.  Я родилась свободной к счастью и у меня был выбор религии. Мне нравится разбираться в том, что я читаю, и что мне говорит Бог.  Мне нравится с Ним общаться напрямую, без посредников. И я знаю, что Бог уготовил мне место после жизни. Поэтому мне совершенно все равно где и как меня похоронят. 

Дамире

А что только арабы мусульмане? Убивают грабят вообще отдельной “религии” нелюди. Они не религиозны вообще. Есть разные люди которые прикрываются религией, совершают грех и думают помолятся и пройдет все... А есть те которые благодаря вере в Бога не возьмут сигарету в рот, не будут шляться , пить и так далее. Кого как воспитали. И кому как веру в Бога -в Аллаха вложили. И когда указываете конкретно религию раз уж вы такая правильная нужно уважать какую либо религию... Или вы никогда не делаете оомин , или вы не присутствуете на похоронах когда читают Коран. А это уже по мусульмански. А как вы хотите чтоб вас хоронили раз уж на то пошло?. Прежде чем в светских газетах указывать какую либо религию, подумайте за чашечкой кофе и сигаретой , а что будет с вашими детьми в трудную минуту, возьмут ли они от безбожной матери безбожие, или будут просить бога о помощи и прийдут к правильному пути. Насчёт тех же американцев по обрезанию они это делают по желанию при рождении. Не навязывая а рекомендуя. А сколько у меня детей, читаю ли я намаз или учу арабский это вообще не ваше дело. Молодёжь читающая кактус, не слушайте «таких» людей. Я уверен в Кыргызстане много семей верующих в святое, и это нельзя оскорблять указывая что именно это религия убивает и грабит, нет плохой религии есть плохие люди, и хорошо что кактус пишет такие статьи Каму то полезно научиться!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Дамира
10.03.2019, 03:36

У вас есть свои имена? Чего ко мне прицепились?

Обрезание не кыргызский обычай, только об этом и сказала. Все остальное кыргызское. Или вы думаете, что только кыргызы делают обрезание? Читать умеете? А думать?смайл

Что тут неправильного сказала? Как есть так и есть, это обычай мусульман. Или это не так?

Самое интересное меня удивляют мамаши, которые отказываются от прививок для своих детей (слава Богу в этом году никто не умер от кори, туберкулеза или менингита), а вот малышу радостно соглашаются резать важный орган жизни. Вот как это объяснить? Или вам снова про прививки кто то (!) сказал? Еще говорят в Африке  режут девочкам клитор. Так как этот орган доставляет удовольствие женщинам. А женщинам не полагается радоваться жизни как вы сами знаете. Если скажут, пойдете резать дочке?

Привет Дамира

Начну с того почему мы должны ориентироваться на американцев по поводу, как вы выражаетесь « членовредительства», вот эта ваша позиция не понятна!

Все перечисленные мероприятия это наша традиция, вся наша жизнь после рождения зиждется на традициях и обычаях, кто-то в наше время принимает и придерживается, а кто-то нет, сторонница обычаев моих предков без фанатизма и извращения от тугости кошелька и недостатка ума!

Верую в бога в душе, а религия,как оружие только бряцкание и слышно (((

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Гость
10.03.2019, 11:44

Обычай отдавать невестку с ребенком на 40 дней к ее родителям не кыргызский. Это обычай узбеков и уйгуров оседлых народов. Сейчас все перемешалось, как кому удобно и выгодно, трактуют обычаи под себя. Кактус, внимательно изучайте вопрос, прежде, чем печатать.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
123
11.03.2019, 23:05

Дамира вы грамотная и образованная женщина

Очень приятно читать ваши сообщения

К сожалению, все на разных ступенях развития и люди которые не читают книги, считают что насиловать это обычай и бьют своих детей, стариков и Животных никогда не поймут вашу мысль. Они на одной степени эволюции с животными, также и мыслят

Человеческое им чуждо

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
НАВЕРХ  
НАЗАД