Эксперт: В скандале вокруг разработки урана больше политических манипуляций, чем фактов

3894  23

тема: Добыча урана на Иссык-Куле

Депутаты парламента вчера, 3 мая, слушали информацию правительства КР о мерах по обеспечению радиационной безопасности населения КР. Кроме того, на общественное обсуждение уже вынесен законопроект о полном запрете на разработку урановых месторождений. Эксперт по экономике и финансам Совета по развитию бизнеса и инвестиций при правительстве КР Азамат Акенеев прокомментировал ситуацию вокруг "уранового скандала".

- Как вы можете прокомментировать последние события, связанные с разработкой уранового месторождения компанией "ЮрАзия"?

- Тема вызвала очень большой общественный резонанс. Даже те люди, которые очень далеки от вопросов экологии или горной добычи посчитали нужным высказать свое мнение и выразить в том или ином виде протест против разработки месторождения. Вопрос привлек большое внимание СМИ.

На мой взгляд, пока эмоции преобладают над фактами. Пользуясь интересом к этой теме, отдельные активисты и политики начали манипулировать с информацией, пытаясь максимально повысить градус негодования.

Например, широко распространяется информация, что выдача лицензии была осуществлена с нарушением законодательства, высказываются требования немедленно завести уголовные дела на тех сотрудников государственных органов, которые отвечали за этот вопрос. Это явный фейк.

В Кыргызстане никогда не была запрещена ни разведка, ни добыча урана.

Если посмотреть на Закон "О биосферных территориях" и на положение "О биосферной территории "Иссык-Куль", на которые ссылаются противники, то видно, что месторождение не находится на территории, где запрещена разведка и добыча природных ископаемых.

Также Кыргызстан не брал на себя никаких международных обязательств по запрету на добычу урана. Можно совершенно точно утверждать, что никакие законы Кыргызстана нарушены не были. Однако большинство людей уверены в противоположном.

Преувеличены и опасения, что одни только слухи об уране полностью похоронят нашу туристическую отрасль. Уран - достаточно распространенный минерал. Всего в мире стран, добывающих уран, около 30. В том числе и наши ближайшие соседи.

Казахстан, Россия и Узбекистан относятся к мировым лидерам по добыче урана. Добывают уран и такие развитые страны, как Австралия, США, Канада, Германия и ряд других. То есть добыча урана сама по себе не делает страну каким-то мировым изгоем и пугалом для туристов.

Обогащение же урана и вовсе является достаточно высокотехнологичным процессом. Признаюсь, был удивлен, что в Кыргызстане до сих пор есть производство и кадры способные на такое.

Естественно, основным аргументом в пользу запрета является экологический фактор. Тем более, что у Кыргызстана есть очень печальный опыт по урановым хвостохранилищам, оставшихся нам в наследство от прежних разработок. Но здесь, думаю, целесообразно дождаться заключения сформированной межведомственной комиссии и желательно независимых международных экспертов с соответствующей экспертизой, потому что люди у нас не доверяют государственным органам.

Пока же утверждения, что добыча урана приведет к загрязнению всей Иссык-Кульской котловины, что будет загрязнена вся территория вокруг железной дороги, и вся Чуйская область трудно воспринимать серьезно.

Комбинат в Кара-Балте работает уже несколько десятков лет, туда до недавнего времени возили урановую руду с месторождений в Казахстане, но я никогда не слышал о радиоактивных казахских железных дорогах.

Любой проект в горнодобывающей отрасли обязан пройти так называемую Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственную экологическую экспертизу. Без этого разработка не начнется.

Основываясь на информации из открытых источников и той, что представлена как противниками разработки месторождения, так и со стороны государственных органов и самой компании я могу пока только сказать, что я не вижу оснований для каких-то резких решений. Информации недостаточно. Очень много манипуляций и эмоций.

- В последнее время прошло несколько митингов против разработки месторождения урана, на которых был выдвинут ряд требований к властям. Как вы считаете, являются ли эти требования обоснованными?

- Люди имеют право собираться, проводить митинги, выдвигать требования. Государство же обязано соблюдать законы. Требования немедленно аннулировать все лицензии, выданные на разведку урана в Кыргызстане, являются нарушением прав инвесторов и нашего законодательства о недрах. Для аннулирования лицензии должны быть серьезные основания, требования митингующих в перечень таких оснований не входят. То есть их заведомо невозможно выполнить законным путем. Кроме того, до сих пор ни государственными органами, ни самой компанией "ЮрАзия" не было сделано никаких нарушений. Поэтому требования к прокуратуре заводить уголовные дела и привлекать виновных к ответственности - просто абсурдны. Не увидел в требованиях митингующих никаких попыток прояснить вопросы безопасности работ, люди уже все решили и не хотят ничего обсуждать. Такой подход трудно назвать конструктивным.

- Насколько можно доверять утверждениям, что разработка уранового месторождения не принесет никаких последствий для экологии?

- Это, безусловно, лукавство.

Никакая человеческая деятельность не обходится без последствий для экологии.

Когда вы строите себе дом, выращиваете урожай, вы тоже нарушаете естественную среду обитания. Что говорить о горной добыче и тем более добыче урана. Весь вопрос в том, насколько серьезен наносимый вред для экологии? Но я не являюсь специалистом в этом вопросе.

Необходима очень серьезная экспертиза. Но я и не являюсь сторонником того, что любая деятельность, нарушающая экологию, недопустима по определению. Если так, то давайте тогда все соберемся, разрушим все, что мы здесь построили, и уедем все из Кыргызстана. Только тогда экология не будет страдать.

- В настоящее время отдельные депутаты выдвинули инициативу о введении в Кыргызстане моратория на разведку и добычу урана? В случае, если такой закон будет принят, каковы будут дальнейшие последствия?

- С точки зрения инвесторов, это будет еще один серьезный удар по нашему инвестиционному климату. Инвесторы - это люди, готовые терпеть многое: и несовершенное законодательства, и недостаток инфраструктуры, и недостаточную квалификацию рабочей силы, и даже коррупцию. Они понимают, куда пришли работать. Главное, что инвесторов интересует – это правила игры, вернее их стабильность. Пусть даже плохие правила игры намного лучше, хороших, но которые постоянно меняются. А теперь посмотрите, как будет выглядеть эта ситуация с точки зрения инвестора.

В стране не было никаких ограничений на разведку и добычу урана. Государство много лет выдавало компаниям лицензии, собирало плату за их удержание, налоги, требовало быстрее приступить к разработке. И вдруг в какой-то момент решило, что нет, это нам не подходит и вводит полный запрет.

Как минимум, если депутаты решат проголосовать за такой закон, то всем инвесторам необходимо будет возместить все понесенные затраты и упущенную выгоду. Они же не виноваты, что нам поверили.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60
URL: https://kaktus.media/390950Копировать ссылку
Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Спасибо!
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
312
03.05.2019, 09:34

Этот Ахенеев-дегенерат известный. Сравнивает Германию с ее техническим потенциалом и Кыргызстан

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Назар
03.05.2019, 12:04

Акенеев молодец, вечером зайдешь в белый дом и на 7 этаже получишь свои кусок пирога. 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Будулай
03.05.2019, 12:47

Азаке дело говорит. С самого начало было понятно, что урановое дело сильно политизировали.  

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Злой гинеколог
03.05.2019, 12:48

Мнение эксперта поддерживаю. Все правильно, четко, аргументировано. У нас люди поддались эмоциям и выступили сразу против, хотя мнение экологов с мировым именем мы так и не услышали...

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Акмат
03.05.2019, 12:49

Люди говорят о загрязнении окружающей среды выхлопными газами, но вы никогда не услышите, чтобы они говорили о загрязнении разума негодованием, враждебностью, гневом, ненавистью и другими отрицательными эмоциями.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Роман Шишкин
03.05.2019, 12:51

Скандал вокруг Кызыл-Омпол выявил множество проблем. И прежде всего то, что инвесторы никак не защищены. В любой момент их инвестиции могут превратиться в песок. Таким способом к нам серьезные инвесторы никогда не придут. Тогда и об экономическом развитии страны говорить не приходится!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Жанар НЕ`Акаев
03.05.2019, 12:54

То. что горнорудная промышленность Киргизии - один из локомотивов местной экономики, известно почти каждому. Последние события вокруг уранового месторождения на Иссык-Куле обнажил ряд проблем. Сейчас из-за народного гнева придется решать вопрос с инвестором. Они потратили деньги и будут их требовать обратно. Понятно, что в таком случае заплатит государство, из налогов, которые платят как сторонники, так и противники добычи урана. Может лучше было сначала дождаться мнение авторитетных экспертов, а уже потом митинговать?

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Атеист
03.05.2019, 12:55

С байкешкой согласен. Подрываем экономику и веру инвесторов! Ошондой болтойт!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Чел
03.05.2019, 16:57

Ахенеев тоже лукавит.

Как все, у кого в запасе есть недвижимость за рубежом на случай экоцида.

У нас ее нет и мы против поиска, разведки и добычи урана.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Эркин
03.05.2019, 17:13

Как можно говорить о безопасности добычи урана, если не являешься специалистом.

Лицемер

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
123
03.05.2019, 17:37

Хоть одно более обьективное мнение. Республика сплошных специалистов и "экспертов".Раньше хоть своей тупости стеснялись.

+2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Нелли Владимировна
03.05.2019, 19:26

Интересно: вот, как говорится в статье, Казахстан привозит к нам руду на обогащение, а отходы радиоактивные с собой забирает или у нас оставляет?... Отходы, между прочим подчас вреднее, чем сам уран и урановая руда. Почему Казахстан у себя обогатилки не строит? неужели потому что кадры только у нас остались? 

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Б.
03.05.2019, 19:42

Молчал бы продажный эксперт!Хватит обманывать!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Роза
03.05.2019, 20:53

Наконец то здравый смысл. Я уже думала не дождусь

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
май.труд.мир.
03.05.2019, 21:10

Если посмотреть на Закон "О биосферных территориях" и на положение "О биосферной территории "Иссык-Куль", на которые ссылаются противники, то видно, что месторождение не находится на территории, где запрещена разведка и добыча природных ископаемых.

Акенеев не ссылается на точный пункт из приведенных им законов, потому как нет точного зонирования биосферной территории. С чего он решил, что там разрешена добыча?

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
май.труд.мир.
03.05.2019, 21:11

Наши чиновники сами не могут каналы ирригационные выкопать и за парками ухаживать. Специалистов на госслужбе давно не осталось. В условиях, когда государство не может профессионально мониторить, проверять, изучать разрешать добычу урана - преступление.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Гражданин
04.05.2019, 00:00

Акенеев больше рассуждает как юрист и яростный защитник инвесторов! Но, каждый гражданин и весь народ имеют право задавать свои вопросы, ставить под сомнение то, что без его ведома и согласия, без ведома своих представителей в парламенте кто то собрался добывать уран! А ведь есть риски и угрозы для жизни и здоровья граждан! Как можно отрицать все это?Поэтому, больше всего я бы хотел услышать мнение экспертов по экологии, особенно мнение врачей, деятелей науки! Почему молчит Национальная Академия Наук? Где наша интеллигенция? Отзовитесь если вы есть! Скажите свое слово!

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Май.Эмгек.Дуйне
04.05.2019, 02:48

май.труд.мир.

Наши чиновники сами не могут каналы ирригационные выкопать и за парками ухаживать. Специалистов на госслужбе давно не осталось. В условиях, когда государство не может профессионально мониторить, проверять, изучать разрешать добычу урана - преступление.

Это результат отрицательного отбора.Общество где не ценят образованных людей, наоборот, признание получают воры, бандиты, хапуги, взяточники.Такое общество обречено на бедность, бездуховность, социальную несправедливость и конфликты.Поэтому появляются такие вот эксперты, готовые за кусок мяса продаться.Пока люди сами не возьмут гражданскую ответственность за все что творится в стране, пока власть не будет ощущать сильного воздействия и контроля со стороны гражданского общества, такое государство никогда не станет успешным.За 30 лет независимости и суверенитета кыргызы не состоялись как политическая и социальная нация.

-2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
ghj
04.05.2019, 13:43

аканеев позорил память своего ОТЦА!

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Ахренеев
04.05.2019, 21:50

Этот продажный сволочь и есть однокашник и друг того самого Кененбаева Арсланбека, владельца ЮрАзия. Он никакой не эксперт, а такой же балабол как Адахан Мадумаров и Акылбека Жапаров. Ни хрена не понимают об экономике и ее фундаментальных теориях, а просто занимаются гонением воздуха туда сюда.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Чел
05.05.2019, 12:24

Если это сын Жумакадыра Акенеева - жаль за отца. Тот был хороший человек.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Doktor Nauk
06.05.2019, 20:57

Азамат путает обогащения урана с химической переработкой урана. У нас нету технологии обогащения урана, есть технология для первичной переработки. 80% радиоактивности останется в Кызыл-Омполе, только вот в рассеянном виде, в воде, в грунте, в воздухе. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Кыргызстанец
09.05.2019, 15:46

Горлопаны  научились писать, не научились читать. Горлопаны никогда не будут слушать мнение эксперта. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
НАВЕРХ  
НАЗАД