Психолог о том, как из-за пандемии усилился страх смерти у большинства людей
kaktus.media

Психолог о том, как из-за пандемии усилился страх смерти у большинства людей

3583  12

тема: Последствия коронавируса

В текущий период пандемии и массовой, зачастую мало прогнозируемой, гибели людей непосредственно от COVID-19 и сопутствующих этой инфекции осложнений тема смерти коснулась практически каждого жителя нашей страны. В психологии, и уж тем более в психотерапии, тема смерти так или иначе присутствует постоянно. Вряд ли Кыргызстан, как и многие другие страны, переживал что-то подобное ранее. О страхе смерти Kaktus.media рассказал психолог и гештальт-терапевт Виталий Пукаев.

- Мы все надеялись еще весной, что каким-то чудом эта ситуация не затронет Кыргызстан, но, увы, страшный сценарий все-таки реализовался. Не до конца понятная, сложная болезнь пришла почти в каждый дом. По-разному затронула каждого: у кого-то из нас остро заболели близкие, кто-то перенес инфекцию на ногах, кто-то находится на данный момент в процессе болезни и выздоровления, кто-то облегченно выдохнул от полученных анализов с иммуноглобулинами, кто-то на службе, в изнуряющей работе, в волонтерстве, в поисках медицинской, финансовой помощи, кто-то в ситуации потери и разрушившихся надежд. Болезнь, утрата стабильного здоровья, на которое все-таки большинство из нас не обращает особого внимания, сделало данную тему и страхи в отношении собственной жизни, болезни и возможных утрат особенно острой. Вслед за нарастающей ковидной наше общество накрыла паническая волна.

Усугубило ситуацию резко возросшее количество случаев, заболеваемость целыми семьями, дефицит коек, профессионалов, ресурсов, медикаментов, полемика по поводу протоколов лечения, отсутствие внятной позиции руководства страны и ясных алгоритмов помощи, потеря специалистов…

Одномоментное воздействие многих факторов не могло не повлиять на эмоциональное состояние людей. Тем более что жизнь простого человека в Кыргызстане никогда не была особенно легкой и беззаботной. Всколыхнув базовую безопасность, эти процессы способствовали усилению чувства незащищенности, что обязательно ведет к усилению страхов и паническим реакциям у людей даже с достаточно устойчивой психикой. Что уж говорить о людях тревожных или находящихся в депрессии?

Многие люди испытали острый страх смерти, страх за себя или за близких, возросли панические реакции и усилились проявления стресса. К сожалению, многие государственные институты в этот момент никак себя не проявляли или лишь усиливали эмоциональную нестабильность.

Люди бросились импульсивно спасать себя и друг друга, передавать "работающие рецепты" и докторов, закупать дефицитные медикаменты и оборудование. Это и есть влияние пандемии на состояние людей. Многие люди испытывали схожие чувства.

Невозможно не думать о смерти, когда ты болен сам или не можешь помочь своему близкому или даже другому незнакомому человеку, которому становится плохо прямо на глазах.

Невозможно оставаться равнодушным, когда читаешь некрологи или новостную ленту. Вряд ли эти процессы никак не коснулись каждого. Мы все в одной лодке. И тут же мы видим, как по-разному люди начинают справляться со страхами и угрозой жизни. Кому-то помогает объединение в группы, волонтерская деятельность, поиск поддержки в Интернете, в религии, сбор средств... Кто-то замер, "спрятался", кто-то начал действовать - это тоже разные реакции на стресс и попытки с ним справиться.

Увеличилось ли количество обращений к психологам?

И да, и нет. Увеличилась однозначно "динамика", много запросов на сиюминутную помощь и поддержку, когда человек остро переживает свое одиночество, беспомощность и страх. С другой стороны, когда есть реальная угроза жизни, угроза телу, то в первую очередь человек решает эти вопросы, а психологическое реагирование идет позже, но и продолжается дольше, когда тело относительно стабилизировалось. Так работает наша психика, "отрезая" чувства, чтобы сохранить энергию в момент травматизации.

Сейчас уже заметно больше обращений по поводу тревожно-депрессивной симптоматики и фобических проявлений. Среди тех, кто уже перенес инфекцию и находится в фазе восстановления, особенно если их лечение проводилось в условиях реанимации или была угроза жизни.

Человек начинает пытаться "восстановить контроль", убегая от беспомощности и ужаса, связанного с переживанием смерти. Это шокирует и может сильно травмировать психику, когда рядом с тобой кто-то задыхается или умирает, когда не находится нужных лекарств или когда, казалось, ты сделал все возможное, а человек все равно ушел. В таких случаях иногда страх и другие интенсивные эмоции уже мешают человеку настолько, что парализуют его жизнедеятельность или значительно влияют на эмоциональное состояние и тело.

Базовые основы психотерапии включают в себя страх смерти и конечность, одиночество, иллюзии о совершенстве мира и поиск смыслов в этих процессах.

Трудно сказать, когда именно впервые появился у человека страх смерти. Наверное, как только стала проявляться личность. И в дальнейшем страх перед неизведанным, перед смертью присутствует рядом с человеком на протяжении всего периода его развития. Датский философ-экзистенциалист Серён Кьеркегор писал о том, что человек любой эпохи испытывает "страх и трепет" перед смертью.

Обращения клиентов с паническими реакциями, фобиями, связанными со страхом смерти, всегда увеличиваются в периоды глобальных катастроф, особенно связанных с потерями близких или известных людей, чьи имена у всех на слуху.

Страх смерти, с одной стороны, абсолютно нормален для человека, так как всегда связан парадоксально с желанием жить, с другой - особенно важна степень выраженности данного страха и его влияние на способность функционировать у человека.

Что в себя включает непосредственно страх смерти?

Страх смерти - это многогранный комплекс эмоциональных переживаний человека по поводу собственной конечности или возможной смерти людей, включенных в близкий круг (родителей, партнеров, детей, друзей и т. д.), это страх утраты стабильности (потому что "так было всегда, и для меня это очень ценно", а "как будет потом, я не знаю").

Страх смерти необходим для выживания человека, для того чтобы избегать возможных угроз и ситуаций опасности, именно он позволяет сохранять жизнь и ее поддерживать.

Он связан с инстинктивным поведением, как у животных во многом, но тем не менее отделен.

В следующей статье психолог расскажет о том, как справиться со страхом смерти.

Есть тема? Пишите Kaktus.media на: +996 (700) 62 07 60 (Бишкек) , +996 (558) 77 88 11 (Ош)
URL: https://kaktus.media/417672Копировать ссылку
Комментарии
дефолтная аватарка юзера
Не просто
28.07.2020, 08:41

Страх смерти присуща всем, даже глубоко старым людям и это нормально, но во время пандемии всё перевернулось, страх за пожилую маму , за родных людей, потом страх за своего ребёнка, когда болезнь стала забирать вполне молодых людей, нервотрёпка ещё та, ожидание прям сковывает, теперь отпускает, переболели всей семьёй, долгая и нудная реабилитация тоже забирает нервы, с работой неопределённость, но рекомендуют море позитива, не получается , когда знакомые умирают, какой то замкнутый круг, хочется к психологу, но опять же финансы.)

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Мое мнение
28.07.2020, 09:36

Неописуемый страх, просто мандраж. Начали болеть близкие люди, врачей нет, нет лекарств, паника. Слава богу, сейчас пошли на поправку родные. Но, каждый день, просыпаясь утром, чувствую подавленность, но беру себя в руки и иду что то делать. Если не начнешь настраивать себя хоть чуть чуть на позитив, считай не сможешь ничего. Иногда хочется просто в голос рыдать. Но увы, я мама, мне нельзя показывать слабость. Надеюсь, эти дни пройдут скоро и все будет хорошо. Будьте всегда все здоровы и берегите себя! А психолог нужен иногда. Очень помогает, если хороший специалист.

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
312
28.07.2020, 10:03

Продолжение в следующей статье, но учитывая , что кактус печатает что попало и разное каждый день притом через пол часа убирает и печатает другое , ..... Не газета , а  черте что .

+3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
John Walker
28.07.2020, 10:06

Пукаев пукнуть не успел

А на него ковид насел.

Ах сколько в этом было жути.

Подумал, что меня он скрутит.

Но тот ковид был весельчак,

И нос лишь щелкнул просто так!

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
John Walker
28.07.2020, 10:52

Я понял, что с ковидом свыше

Решенье ждать нам суждено.

Кому-то просто в нос подышит,

Других в Аид ведет оно.

Мой друг, всегда здоровый парень,

Он неожиданно погиб.

Сгорел как легкий лист бумаги

Буквально за единый миг.

Судьбы мы нашей не владыки,

В руках всевышнего она.

Любите просто своих близких

И смерть вам будет не страшна.

+1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Адекватный
28.07.2020, 11:00

Ну и хорошо. Может начнут думать об истинных ценностях. А то у большинства одна цель в жизни заработать денег и прожрать их в кабаке или потратить на развлечения.

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
28.07.2020, 11:35
Карма: +194
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 353
Минусов: 159
Комментариев: 317

Верить стали в опасность вируса, а то писали в коментариях, что это обман мирового масштабда, тем самым сколько людей заболело от их гнусной лжи

+5
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Arman1
28.07.2020, 12:06

По жизненным наблюдениям панике и страху смерти поддаются слабые духом люди, неуверенные в себе, а также безграмотные. Самообладание и противостояние трудностям с детства взращиваются в семье.Надо быть всегда занятым работой,иметь хоть какое-нибудь увлечение, заниматься где угодно спортом и обливаться холодной водой утром.И будет не до негатива и мыслям о смерти.

-3
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Июнь
28.07.2020, 12:20

Вначале,в апреле-мае,сезонно низкий иммунитет понизили строгим карантином,держали бессимптомников в больницах,а медперсонал работал горничными,этим внушили населению,что вирус,это ерунда.Медицина на нуле во всех отношениях:нет оборудования,нет лекарств,нет специалистов должного уровня(вот они купленные дипломы и блат),нет больниц и  доступных лабораторий..Были деньги ,но их нет,никто не может отчитаться.А виновато во всем население,не соблюдающее эпидемиалогический режим!

Вот теперь время психотерапевтов урвать саой кусок у обнищавшего,обманутого населения ! Спекулируют на здоровье и смерти  все кому не лень,а на дворе 21 век.

0
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Мое мнение
28.07.2020, 17:33

Вот здесь не соглашусь с вами. Я считаю себя сильной женщиной. Занимаюсь ходьбой 2 часа в день, ЛФК, при должности, есть чем заняться. Но страх за родных и за себя присуще всем, независимо привили вам в детстве не бояться или нет. Сильные люди тоже имеют чувство страха.

+4
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Зёмыч
28.07.2020, 22:28

John Walker

Я понял, что с ковидом свыше

Решенье ждать нам суждено.

Кому-то просто в нос подышит,

Других в Аид ведет оно.

Мой друг, всегда здоровый парень,

Он неожиданно погиб.

Сгорел как легкий лист бумаги

Буквально за единый миг.

Судьбы мы нашей не владыки,

В руках всевышнего она.

Любите просто своих близких

И смерть вам будет не страшна.

 Уважаемая Редакция! Да у Вас тут просто ТАЛАНТЫ поэтические в комментаторах прозябают!! ))) Создайте Рубрику на сайте "Народная Проза" и в ней тематические разделы "Ковид", "Депы", "Любовь Соке и АША" и прочие, и там читатели будут свою поэзию выкладывать по темам! ))) а потом конкурсы читательских симпатий через лайки, и подведение итогов конкурса, с вручением призов от спонсоров - местных компаний и фирм-производителей )))

-2
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Смяшно
29.07.2020, 04:14

Земыч, не надо устраивать разного рода вручения и награждения, вокруг этого дерьма предостаточно, кто-то выше написал, что пандемия должна привести к переосмыслению своих жизненных позиций и согласна с ним, но и есть оборотная сторона, не всегда пересматривается и многие вещи, поступки искажается до уродства, что и наблюдается, к сожалению.

-1
Цитировать
Жалоба модератору
дефолтная аватарка юзера
Комментарии от пользователей появляются на сайте только после проверки модератором.
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Кактус", "kaktus", "kaktus.media" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
  • нельзя использовать в качестве ника чужое реальное имя и/или фамилию
  • нельзя указывать ссылки и гиперссылки на посторонние сайты
  • Комментарии (в том числе ники) могут быть только на одном из трех языков: государственном (кыргызском), официальном (русском) или языке международного общения (английском). Допускается использование указанных языков в одном комментарии одновременно.
НАВЕРХ  
НАЗАД