Искам Атамбаева против Zanoza.kg - 1 год. Подводим итоги
6 марта 2017 года было неожиданным - без звонков, предупреждений, положенных по закону, генеральный прокурор Индира Джолдубаева подала два иска против общественного фонда "ПроМедиа" (учредителя сайта Zanoza.kg). Потребовала генпрокурор опровержения и выплату компенсаций по 3 млн с каждого иска.
Год спустя Kaktus.media вспоминает ключевые моменты, которые можно вынести из этой истории.
Беспрецендентное давление на медиа
2017 год выдался, пожалуй, самым тяжелым для медиа. Маховик запустила 6 марта генпрокурор, подав иски не только против Zanoza.kg, но и против "Азаттыка", требуя по каждому кейсу по 10 млн сомов. В течение нескольких недель на Zanoza.kg подали еще три иска, в том числе на двух учредителей сайта. В итоге сумма требуемой компенсации с Zanoza.kg выросла до 27 млн. Помимо сайта и его учредителей, соответчиками стали директор правовой клиники "Адилет" Чолпон Джакупова, а также два адвоката Омурбека Текебаева - Таалайкуль Токтакунова и Канатабек Азиз. С соответчиков требовали выплатить президенту 13 млн сомов. Им всем запрещен выезд из страны.
Далее поезд адмресурса поехал на всей скорости по уже отработанной схеме. Последовала очень показательная история с тем, что журналиста REGNUM Григория Михайлова вывезли из страны, а потом не пустили. Произошла смена руководителя телеканала "Ынтымак" в отсутствие наблюдательного совета.
Далее зачистка информационного пространства усилилась перед президентскими выборами. Власти за несколько месяцев закрыли телеканал "Сентябрь", не поддерживающий политику Атамбаева. На корреспондента агентства "Фергана" Улугбека Бабакулова вообще завели уголовное дело, а доступ к сайту на территории страны закрыли. Уже в период предвыборной кампании в суд подали на ИА "24.kg" и журналиста Кабая Карабекова, в общей сложности на 10 млн сомов, которые требовали выплатить тогда еще кандидату в президенты Сооронбаю Жээнбекову. В общем, ставки на честь и достоинство политиков росли. Кроме того, корреспондента Agence France-Presse, гражданина Великобритании Криса Риклтона депортировали. В настоящее время он живет и работает в Казахстане, где с аккредитацией проблем не возникло.
Судейский беспредел во всей красе
Судебные процессы против медиаресурсов и журналистов проходили демонстративно однобоко. Суды, не задаваясь вопросом, каким образом президент настрадался на 3 млн сомов, копировали тексты с исковых заявлений, могли четыре иска рассмотреть за два дня и всячески демонстрировали, что им все ни по чем. Многие судьи не задавали вопросов, торопили ответчиков, одному из участников процесса хамили, пытаясь выпроводить из зала заседаний. При этом не принимали во внимание лингвистическую экспертизу статей, сделанную авторитетными российскими специалистами. В основу решения суда легли исследования и мнения (не экспертизы!) сотрудника, живущего на зарплату государства, к которому, судя по всему, без договора обратился генпрокурор.
Решения местных судов вынудили ответчиков обратиться в Комитет ООН по правам человека. Потому что на родине пожаловаться журналистам оказалось некуда.
Во-первых, стремление судей выслужиться перед президентом, который их назначал, было настолько заметно, что не имело смысла надеяться на адекватное решение.
Во-вторых, Совет судей никак не реагировал на этот беспредел судей, посчитавших себя небожителями.
В-третьих, председатель дисциплинарной комиссии Совета судей - Кымбат Архарова, которая рассматривала один из исков против Zanoza.kg, ее учредителей и Чолпон Джакуповой. Она позже согласилась с тем, что коттедж правозащитницы нужно выставить на продажу, чтобы погасить долги перед Атамбаевым. Архарова не постеснялась и подать на повышение: вроде как все задания выполнены, и теперь пытается продвинуться в судьи Верховного суда.
В-четвертых, отсутствие состязательности процесса в том смысле, какой в него вкладывали, привело к вопросу: зачем нам судьи, прокуроры, адвокаты, если все решается на верху?
Международное сообщество. Как слону дробина
В Кыргызстане медиаорганизации, правозащитники и политики отмечали, что политики должны быть терпимее к критике, что суды против Zanoza.kg носят явно политический характер, что такие баснословные суммы главы государств нигде в мире с журналистов не требуют. Нарвались в ответ на тирады Алмазбека Атамбаева, клеветническую информационную кампанию в подконтрольных властям СМИ. То же ждало и международные организации.
С заявлениями выступал Нью-Йоркский комитет по защите журналистов, вспомнивший, как президент называет медиаработников клеветниками и моральными уродами.
Представитель Human Rights Watch говорил:
"Когда власти задействуют ненадлежащие нормы о "защите чести и достоинства" и преследуют критически настроенные СМИ, это посылает плохой сигнал международным партнерам в ситуации, когда интересы уважения международных стандартов в области прав человека должны быть превыше всего".
Позже организация призывала генерального прокурора отозвать иски. В декабре - после нескольких решений Верховного суда Human Rights Watch заявил:
"Эти решения также подрывают свободу прессы и свободу слова - еще один важный компонент демократии. Эти иски оставят пятно на деятельности Атамбаева на посту президента".
Международная федерация за права человека (FIDH – Fédération Internationale des Ligues des Droits de l'Homme) заявила о политическом характере судебных процессов.
Организация Freedom House в своем заявлении подчеркнула, что "власти Кыргызстана напрямую атакуют те самые институты, которые необходимы для демократического развития страны". После решений Верховного суда директор Евразийских программ Freedom House Марк Берендт подчеркнул:
"Президент - это публичная фигура и субъект журналистских запросов. Отказываясь пересмотреть политическое и несправедливое решение, Верховный суд подрывает верховенство закона в Кыргызстане и разрешает злоупотребление законом со стороны государства, чтобы заставить замолчать критиков".
Естественно, в рейтинге свободы слова Кыргызстан вновь скатился. Теперь в международном рейтинге наша страна опять стала авторитарной.
Вопрос с судами против Zanoza.kg поднимали и на совещании по человеческому измерению БДИПЧ/ОБСЕ.
Казалось, что на заявления организаций власти не обращают внимания - показательно делали все наоборот. Международные организации недоумевали: почему все в мире понимают, что их заявления и отчеты скажутся на инвестиционном рейтинге, а в Кыргызстане на это не обращают внимания.
Что происходит сейчас
Суды по выплате в рассрочку
Суды все еще продолжаются, но уже по исполнительному производству, которое началось еще в октябре 2017 года. С того момента прошли две судебные инстанции, куда обращались ответчики, предложив выплачивать в рассрочку долг Атамбаеву. Несмотря на то что президент сменился, все остальные действующие лица этого судебного спектакля остались те же, так что суд в рассрочке отказал. То есть платить частями нельзя, средств для разовой выплаты у ответчиков нет, у некоторых нет и имущества, так что они не платят вообще.
Процессы по имуществу ответчиков
Также прошли некоторые процессы по торгам имущества, принадлежащего Чолпон Джакуповой. Октябрьский районный суд решил выставить на торги коттедж Джакуповой, но не стал продавать одну третью долю квартиры Нарына Айыпа. Следовательно, в других инстанциях суды по коттеджу продолжатся.
Суды по опровержениям статей
Уже в феврале прошли судебные процессы по опровержениям. К тому моменту, когда в августе выносили решения по искам в Бишкекском городском суде, сайта Zanoza.kg, где нужно было публиковать опровержения, уже не существовало. Аргументы судьи слышать не хотели - видимо, команды не давали. Они оставили решения публиковать опровержения на Zanoza.kg, которые невозможно было исполнить. И только в феврале, уже по инициативе журналистов, прошли судебные процессы, где решено опубликовать опровержения на сайте narynaiyp.com, принадлежащем Нарыну Айыпу.
Выплата долга
Учитывая, что в фонде "ПроМедиа" (учредитель Zanoza.kg) нет денег на счетах и в кассе, а в основных средствах только пара микрофонов и световых приборов, что будет с юрлицом, непонятно. На нем висит 15 млн сомов. На физических лицах - остальная сумма: на Нарыне Айыпе - 9 млн сомов, Дине Масловой - 3 млн. На других соответчиках в совокупности 13 млн сомов. Требования по выплате компенсации не отозваны. И в планах, кажется, этой здравой идеи нет.
В рамках краудфандинговой кампании собрано около 400 тысяч сомов.
Итоги года
1. В первую очередь суды в защиту чести и достоинства президента создали нездоровый прецедент: теперь все кому не лень подают друг на друга иски на миллионы сомов или как минимум грозятся подать. Это сейчас такое политическое хобби.
2. Все журналисты, которые оказались под прессингом, продолжают работать в тех же или других организациях. Следовательно, давление действия, нужного для инициаторов этой трагикомедии, не возымело. А это говорит о том, форму взаимодействия со СМИ президентский аппарат выбрал крайне неэффективную.
3. Рейтинги Кыргызстана по свободе слова и свободе СМИ будут еще ниже.
4. Репутационные потери Алмазбека Атамбаева, генпрокурора Индиры Джолдубаевой и судей никто не оценивал, но о них говорили многие. Суды против Zanoza.kg - одна из тех вещей, с которой их имена вообще будут ассоциироваться. А после того как Сооронбай Жээнбеков отозвал денежные компенсации с ИА "24.kg" тем более: общественность начала сравнивать нового президента и его предшественника не в пользу последнего.